Холокост был одним из самых ужасных преступлений в истории человечества. В 1940-х годах большинство европейских евреев оказались в ловушке немецкой машины уничтожения. Ситуация была драматичной не только на Востоке. На западе больше всего пострадала еврейская диаспора в Нидерландах. 15-летняя Анна Франк стала символом этой трагедии.
Холокост стал синонимом худших человеческих демонов, он поставил под сомнение человеческую мораль, этику и элементарный гуманизм и навсегда изменил взгляд на отношения между народами. В результате было убито почти 6 миллионов европейских евреев.
Истребление началось на Востоке, но Третий рейх быстро запросил евреев, живущих в Западной Европе, на которых охотились и отправляли в лагеря смерти в Третьем рейхе и оккупировали Польшу. Трагедия поразила еврейскую общину Франции, где правительство Виши внесло большой вклад в преследования и погромы, а также в Бельгии и Люксембурге. На Западе, больше всего пострадали голландские евреи - более 100 000 были убиты.
Холокост голландских евреев - причины
В 1940 году в Нидерландах проживало около 140 000 евреев. Более половины из них жили в Амстердаме. 10 мая 1940 года на Нидерланды напала нацистская Германия, которая быстро взяла страну под свой контроль. Именно тогда начался процесс истребления, в результате которого погибло более 70 процентов голландских евреев.
Историки Холокоста указывают на очень высокий процент жертв антисемитских репрессий в Нидерландах по сравнению с другими странами Западной Европы. Во Франции 75 процентов евреев пережили войну, 60 процентов в Бельгии и менее 30 процентов в Нидерландах. Эти данные могут удивить, особенно если вспомнить положение еврейской диаспоры в отдельных странах Западной Европы. В Бельгии большинство евреев составляли поколение говорящих на идиш иммигрантов, мало интегрированных с Бельгией. Во Франции, с другой стороны, фашистские и антисемитские настроения были сильны еще до начала Второй мировой войны. Французские лагеря для еврейских беженцев действовали еще до немецкого вторжения. С другой стороны, довоенные Нидерланды считались толерантной и либеральной страной.
Поэтому масштабы истребления, включая то, что может показаться либертарианским обществом, шокируют. Роль немецких оккупантов здесь бесспорна, но не может полностью объяснить феномен. Определенным объяснением может быть отсутствие интеграции между голландской и еврейской диаспорой, а также безразличное, неохотное или даже враждебное отношение голландских чиновников, полицейских, железнодорожников и широкой общественности к евреям. Многие голландцы рассматривали немецкую оккупацию как возможность для развития собственной профессиональной карьеры. Однако нельзя забывать о жестах поддержки, выраженных голландским обществом евреям, живущим в их стране. Примером может служить забастовка против преследований, в которой приняли участие около 300 000 человек.Праведник народов мира ), следует также помнить, что именно в Нидерландах было наибольшее количество добровольцев во всей Западной Европе, вступивших в СС.
Географические условия также были неблагоприятны для голландской еврейской диаспоры - равнины, густонаселенные города и отсутствие гор в некоторой степени препятствовали возможности эффективного укрытия, хотя сегодня исследователи подчеркивают большее значение социологических и психологических факторов, чем географических.
Холокост в Нидерландах
Быстрое завоевание Нидерландов Германией не позволило многим голландским евреям покинуть страну, фактически отрезав им путь к побегу. После капитуляции Нидерландов 14 мая 1940 года немцы установили в Нидерландах свою администрацию. Его возглавил Артур Зейсс-Инкварт, австриец, поддержавший Рейх в проведении аншлюса (аннексии). Он был сторонником расовой политики Гитлера. О евреях он сказал:
Это враги, с которыми мы не можем прервать отношения или заключить мир (...)
Уже в августе 1940 года начались преследования, которые со временем принимали все более крайние формы. Все началось с запрета на ритуальную бойню, затем прекратили печатание еврейской прессы и отозвали назначения еврейских членов правительства. Последующие ограничения против евреев были в основном экономическими. 22 октября была назначена перепись всех еврейских предприятий. Это облегчило процесс их закрытия или поглощения, за который, разумеется, не было выплачено никакой компенсации. Следующие шаги включали инвентаризацию и конфискацию еврейского имущества (включая банковские вклады и наличные деньги). В ноябре 1940 года все евреи, занимавшие должности в государственном секторе, были уволены.
Впоследствии, к 10 января 1940 года, все голландские граждане еврейского происхождения были зарегистрированы оккупационными властями. Спустя месяц на улицах Амстердама произошли многочисленные нападения на евреев в общественных местах. Хендрик Кут, член Голландской нацистской партии (NSB), был убит в ходе беспорядков. Это вызвало немедленную реакцию - власти Германии перекрыли доступ к еврейскому кварталу, который чем-то напоминал известные гетто из Центральной и Восточной Европы. 425 молодых людей еврейского происхождения также были арестованы и депортированы в концлагерь Бухенвальд, а оттуда в Маутхаузен. Никто из них не выжил.
В ответ на усилившееся преследование в нескольких городах прошла вышеупомянутая забастовка, в ходе которой трамваи были остановлены, а работа на многих заводах была приостановлена. Сюзанна Ратланд отмечает, что это была единственная в Европе забастовка против депортации евреев. Однако она был быстро подавлена немецкими властями, которые с помощью армии прекратили демонстрации.
Летом 1941 года голландским евреям больше не разрешалось свободно передвигаться. Им запрещалось пользоваться парками, банями, музеями и библиотеками. Детям не разрешили посещать свои школы. В определенное время было разрешено совершать покупки, а выходить из дома на ночь стало незаконным.
В начале 1942 года здоровых и сильных мужчин переправляли в трудовые лагеря, где им обещали условия работы голландских рабочих (в итоге зарплата оказалась на 25 процентов ниже). Весной того же года всех голландских граждан еврейского происхождения заставили носить нарукавные повязки со звездой Давида на руках.
Вскоре начались массовые депортации евреев, которые, воодушевленные обещанием работы по восстановлению опустошенной Восточной Европы, оказались в лагере Вестерброк, откуда их переправили в немецкие лагеря смерти в Собиборе и Аустшвице. Около 107 000 голландских евреев были отправлены в концентрационные лагеря, из которых выжили только 5200 человек.
Чтобы выжить, евреи пытались «исчезнуть». По оценкам, более 16 000 из них скрывались в Нидерландах. По меньшей мере 12 000 из них были задержаны. Немецкие оккупанты планировали отправить всех евреев в лагеря смерти, независимо от того, пытались они спрятаться или нет. Тем не менее, нацисты были заинтересованы в том, чтобы распространить мнение о том, что сокрытие будет караться особенно суровым наказанием, которое должно было воспрепятствовать укрыванию и облегчить их транспортировку.
В этой реальности проживало более 100 000 голландских евреев. Среди них была неизвестная на тот момент девушка - Анна Франк, ставшая впоследствии символом жертв Холокоста в Нидерландах.
Анна Франк - Холокост глазами ребенка
Анна Франк родилась в 1929 году во Франкфурте-на-Майне и была вторым ребенком Отто и Эдит. Со временем положение евреев в Германии становилось все более трудным, особенно после прихода к власти Гитлера. В 1933 году из-за растущих антисемитских настроений и плохой экономической ситуации семья решила переехать в Амстердам, где Отто начал торговать пектином, используемым для производства джема, что обеспечило семье финансово стабильную жизнь. Мир был прерван началом Второй мировой войны и немецкой оккупацией Нидерландов. Для семьи Франк это означало борьбу за выживание.
Нидерланды не оказались для них землей обетованной. Положение евреев там постепенно ухудшалось. Вышеупомянутые запреты в отношении евреев обязательно коснулись и семьи Анны. Ее отец потерял компанию (по приказу немецких оккупантов евреям было запрещено владеть компаниями), и Анна не смогла продолжить образование в государственной школе. До сих пор она училась в школе Монтессори (6-я школа Монтессори), но с 1942 года ей пришлось посещать школы, предназначенные только для еврейских детей.
Воспоминания Анны Франк:
Наша свобода жестко ограничена. Евреи должны носить Звезду Давида; Евреи должны сдать свои велосипеды; Евреев не пускают в трамвай; Евреи не допускаются в машину, в том числе в частную машину; Евреям разрешено делать покупки только с 15.00-17.00; Евреи могут пойти только к еврейскому парикмахеру; Евреям запрещено находиться на улице с 20.00 до 6.00; Евреям не разрешается находиться в театрах, кинотеатрах и других развлекательных заведениях; Евреям не разрешается грести; Евреям не разрешается заниматься какими-либо видами спорта публично; Евреям больше не разрешается сидеть в саду после восьми часов вечера или в гостях у друзей; Евреям не разрешается приходить в христианские дома; Евреи должны ходить в еврейские школы и тому подобное. Это была наша жизнь, и нам не позволялось то или иное.
Война шла два года, но тогда никто не мог определить масштабы геноцида евреев и бессмысленность смерти, которую принесет им война. Никто не мог и подозревать, что дневник девочки-подростка станет одним из важнейших свидетельств Холокоста, переведенным более чем на 70 языков.
5 июля 1942 года сестру Анны, Марго, вызвали в немецкий трудовой лагерь. Родители, чувствуя, что за письмом скрывается что-то более темное, решили спрятать всю семью. Уже в одной из первых записей дневника Анны мы читаем о необходимости найти приют:
Спрячься, где бы мы спрятались, в городе, в деревне, в каком-то доме, в каком-то сарае, когда, как, где ...? (...) мы хотели сбежать, просто сбежать и благополучно прибыть, не более того.
Местом убежища оказалась заранее подготовленная скрытая пристройка в здании, где работал Отто Франк. Только самые доверенные сотрудники помогли ему в создании убежища. Вот как это описала Анна:
Само убежище должно было находиться в офисном здании отца. (…) Это первый этаж. Обычная деревянная лестница поднимается из коридора вниз. (...) Справа от коридора находится «Хозяйственная постройка». Ни один человек не догадался бы, что за простой серой дверью было так много скрытых комнат. Перед дверью порог, и тогда вы внутри. Справа, перед входной дверью крутая лестница, слева небольшой коридор и комната, эта комната должна была стать гостиной и спальней франков, рядом с ней еще одна небольшая комната, спальня и комната. кабинет для двоих мисс Франк. Справа от лестницы комната без окна, раковина и запираемый угол с туалетом, опять же дверь, ведущая в комнату Марго и мою. Когда она поднимается наверх и открывает там дверь, она удивляется, что в таком старом доме у канала есть такая большая, светлая и просторная комната. В этой комнате есть газовая плита (...) и раковина. Кухня, а заодно и спальня пары Ван Даан, общая гостиная, столовая и рабочая комната. Крошечная переходная комната станет квартирой Питера ван Даана. Далее, как и в фасадной части, чердак и чердак.
Семья Франк пряталась в таких условиях два года. Хотя выбор убежища оказался правильным, может показаться удивительным, что там была вся семья. Известно, что чаще всего члены семьи скрывались один за другим, что затрудняло их обнаружение и арест.
Воображаемый друг и реальный опыт
Анна вела дневник более двух лет. Как это типично для дневников, это очень личное измерение. В этом случае записи адресованы вымышленному другу - Китти, а многие персонажи имеют псевдонимы. Эти записи должны были стать основой книги, которую Анна мечтала опубликовать. Он показывает трагедию Холокоста в понимании подростка. Он представляет мир того времени, проблемы, мечты, желания и интересы. Она поразительно сочетает вполне обыденные бытовые проблемы с невообразимой ситуацией, в которой оказалась.
Дневник следует понимать не только как запись Холокоста, но и как дневник изоляции еврейской девочки-подростка во время Холокоста. До сих пор он был проанализирован с различных точек зрения: исторической, литературной, психологической, биографической и т. Д. Лоуренс Лангер отметил, что дневник слишком часто воспринимается как источник информации о Холокосте, но представленный в нем опыт безопасен. безболезненная версия . Не недооценивая опыт Анны, следует помнить, что двухлетний период укрытия на чердаке одного из многоквартирных домов трудно сопоставить с опытом евреев, страдающих от вечного голода в гетто или отправленных в концентрационные лагеря.
Обращает на себя внимание замечательно зрелый стиль повествования. Горькие, почти философские размышления о собственной личности и окружающей действительности:
Нам очень напоминали тот факт, что мы прикованные цепями евреи, прикованные к одному месту, бесправные, с тысячей обязательств. Мы, евреи, не должны руководствоваться своими чувствами, мы должны быть храбрыми и сильными, мы должны терпеть все неудобства и не жаловаться, мы должны делать все возможное и доверять Богу. Когда-нибудь эта ужасная война закончится, в конце концов, когда-нибудь мы снова станем людьми, а не только евреями!
В некоторых отрывках присутствует некое чувство вины, связанное с осознанием того, что многие близкие Анне люди не удовлетворены даже самыми элементарными потребностями:
Как нам здесь хорошо, как хорошо и спокойно. Нам не пришлось бы вообще беспокоиться обо всех этих страданиях, если бы мы не боялись за всех, кто был так нам дорог и кому мы больше не можем помочь. Мне плохо, что я лежу в теплой постели, а моих любимых друзей куда-то толкают или переворачивают (...) И все потому, что они евреи.
У истории Анны не было счастливого конца. Записи лета 1943 года выражают надежду на перемены, ожидание возвращения в школу и скорого окончания войны. Однако энтузиазм переплетается с горькими размышлениями. Последняя запись от 1 августа 1944 года. Через три дня о семье Франк доносили. Обершарфюрер СС Карл Зильберберг вместе с тремя голландцами из Grüne Polizei арестовали скрывавшихся людей. Все они были сначала доставлены в пересыльный лагерь Вестерборк, откуда их перевезли в Аушвиц-Биркенау. Эдит Франк умерла от голода и истощения в начале января 1945 года. Анна и Марго заболели в феврале 1945 года и умерли от тифа. Из семьи выжил только Отто Франк, который прибыл в Амстердам только 3 июня 1945 года, откуда он позже переехал в Швейцарию.Он умер в 1980 году.
Наследие Анны Франк
Дневник Анны Франк впервые был опубликован в 1947 году. Поднятый в нем предмет вызвал споры, и через несколько лет подлинность записей даже была поставлена под сомнение. Когда исследование подтвердило, что Дневник не был подделкой, он был переиздан, на этот раз с подтвержденными результатами анализов, в том числе семейное происхождение или труды Анны Франк.
Сам факт создания такого дневника кажется необычным. Согласно исследованию, немногие еврейские семьи позволяли (по образовательным, религиозным или экономическим причинам) записывать свои мысли о личной жизни своим детям. В конце концов, был риск попасть в чужие руки. Еще более удачно то, что дневник пережил пожар войны, а спустя годы был подвергнут критическому анализу, подтвердившему его подлинность.
На сегодняшний день продано около 30 миллионов копий Дневника , который стал основой для экранизаций книг, театра, кино, музыки, научных работ и других произведений. Сегодня Дом Анны Франк , третий по посещаемости музей в Нидерландах, находится в том месте, где укрывалась семья Франк . Это уникальное свидетельство политической и военной ситуации, но прежде всего процесса взросления, повседневной жизни, дилемм, страхов и мечтаний, которые возникли в самые ужасные времена для еврейской диаспоры.