Домашний чемпионат мира – великий момент в истории Катара. Мы обязаны не только провести его на высшем уровне, но и достойно выступить. Ждем от сборной как минимум выхода из группы», – задал высокую планку эмир Катара Тамим бин Хамад Аль-Тани.
Звучит очень смело, учитывая, что на момент получения ЧМ сборная Катара плелась на 112-м месте в рейтинге ФИФА и никогда не играла на чемпионатах мира. Катар ассоциируется с классической ближневосточной сборной: слабая команда без стиля, с тренером-иностранцем и бывшими алжирцами и бразильцами в составе.
Забудьте, это представление о Катаре давно устарело. На фоне коллег по Персидскому заливу Катар – министерство здравого смысла.
Любая похвала Катару сейчас будет выглядеть неубедительно на фоне смерти более 6 тысяч рабочих на стройках к чемпионату мира. Но когда вопрос не касается соблюдения прав рабочих, у Катара много очень серьезных наработок.
В прошлый серии мы изучили катарские стадионы, которые после ЧМ превратятся в больницы и школы. Теперь изучим, как сама сборная готовится к главному вызову в своей истории.
Катар отказался от натурализации, вместо легионеров – воспитанники местной суперакадемии.
Чтобы осознать прогресс Катара-2021, телепортируемся в начало пути.
Примерно с 2010-го (момент получения прав на ЧМ) по 2017-й сборная Катара жила в режиме автопилота и как бы не думала о грядущем ЧМ. Сборная по-прежнему массово использовала натурализованных африканцев и южноамериканцев.
Натурализация вообще классический для Катара способ решения проблем. У страны переизбыток денег, но дефицит своей истории – поэтому она пытается купить чужую. В нулевые и десятые Катар переживал бум натурализации, и нагляднее всего это видно на гандболе.
В 2011-м арабы забрали еще и гандбольный чемпионат мира. На подготовку было всего четыре года, и Катар пошел самым простым путем – нанимал игроков других стран. У гандбола не так строго с трансферами между сборными, к тому же новичкам обещали солидные зарплаты, налоговые льготы и гражданство Катара. Забавно, но на ЧМ-2015 арабы даже наняли 60 испанских болельщиков – кричать на трибуне в поддержку в Катара. Другие страны жестко критиковали арабов, но план сработал, и Катар занял второе место.
Какое-то время в футболе царила похожая атмосфера. В 2004-м Катар предлагал гражданство и полтора миллиона евро звезде «Вердера» – бразильскому форварду Аилтону. В 2013-м Катар возглавил алжирец Джамель Бельмади, который подтянул в команду соотечественников – Карима Будиафа и Буалема Хухи (оба приняли катарское гражданство).
C сентября 2016-го Катар тренировал уругваец Хорхе Фоссати. Он тоже полагался на опытных легионеров: 35-летнего Родриго Табата из Бразилии и 37-летнего уругвайца Себастьяна Сориа. В ноябре 2016-го Катар рубился с Китаем в квалификации ЧМ, и у арабской команды вышли всего четыре игрока, рожденных в Катаре. Местная молодежь точно не входила в планы Фоссати.
Но в 2017-м по ходу квалификации на чемпионат мира QFA (Ассоциация футбола Катара) заняла жесткую позицию и потребовала у Фоссати задействовать больше местных воспитанников. Резкая смена курса за пять лет до турнира немного напоминает Россию, которая через жесткий лимит на легионеров решила прокачать сборную. Разница в том, что у QFA была не слепая надежда на абстрактных молодых игроков, которых пока еще никто не видел, а четкий план . Еще в 2004-м в Катаре открылась суперакадемия Aspire , и к 2017-му первые партии выпускников должны были перейти из молодежной сборной в первую. QFA логично хотела запустить в сборной новый цикл, но Фоссати отказался возиться с молодыми.
«Если футбольная ассоциация хочет сменить вектор, то я буду уважать ее решение, – объяснил уругваец газете Doha Stadium Plus. – Но тогда для сборной Катара будет лучше нанять другого тренера, который разделяет эту точку зрения».
В QFA решили так же, и в июле 2017-го уволили уругвайца. Это ключевое решение – после увольнения Фоссати сборная перешла в новую фазу развития.
Катар возглавил экс-тренер Ла Масии. Он 10 лет выращивал игроков в Aspire и выиграл с ними Кубок Азии
У стран Персидского залива давно сформировалась методология подбора тренеров. Обычно назначают средних иностранцев или околотопов, которые решили подзаработать на старости: голландцы Франк Райкаард и Берт Ван Марвейк, аргентинец Хуан Пицци, итальянец Альберто Дзаккерони. Их приглашают в расчете на быстрый результат и (реже) маркетинговый эффект.
Катар долгое время был таким же (только избегал громких имен): до Фоссати сборную тренировал другой уругваец – Даниэль Каррено (человек без фотографии на transfermarkt), а до него – алжирец Джамель Бельмади.
Но в 2017-м место уволенного Фоссати занял 42-летний испанец Феликс Бас Санчес. Он тоже не очень известен, но у него есть важное достоинство – он на 100% продукт катарской системы.
C 20 лет Санчес работал тренером в Ла Масии и обучал Мартина Монтойю, Жерара Деулофеу и Серджи Роберто. В 2006-м испанца выдернули из академии «Барсы» и пригласили в амбициозный проект – академию Aspire (тренер вспоминал, что на тот момент в стране было всего 220 зарегистрированных футболистов). Санчес стал одним из многих испанских тренеров, которых призвали готовить поколение катарских суперзвезд. И хотя в Катар приехали и более мощные специалисты (был даже экс-глава великолепной академии «Сосьедада» Роберто Олабе), именно Санчес прогрессировал быстрее остальных.
Изначально он тренировал детей, но постепенно поднялся до юношей и молодежной команды. Тренер рос вместе с учениками и со временем вышел на топ-уровень – именно с Феликсом связаны главные футбольные победы Катара. В 2014-м Санчес возглавил U-19 и добился исторического результата – победы на юниорском Кубке Азии. Через год была (первая в истории Катара) поездка на молодежный чемпионат мира с U-23.
Проще говоря, Феликс Санчес – единственный тренер в Катаре, который десятилетие наблюдал за взрослением главных талантов . Логично, что он перешел от натурализованных возрастных иностранцев к воспитанникам Aspire. Весь 2018-й Санчес вводил в состав молодых игроков и подтягивал результаты: в товарищеских матчах победили Швейцарию (с Джакой и Шакири) и сыграли вничью с Исландией.
В январе 2019-го Катар презентовал новую версию себя на Кубке Азии: семь побед в семи матчах, шесть сухих игр (единственный гол пропустили от Японии в финале). Оцените прогресс: на Кубке Азии-2015 Катар занял последнее место в группе, а полуфиналов не было вообще никогда. В 2019-м – впервые завоевал трофей.
На прошлом Кубке Азии у Катара забивали этнический бразилец Сезар и уругваец Сория, самый опытный и результативный футболист в истории сборной. На турнир в 2019-м Санчес взял всего четыре натурализованных игрока. Зато тренер подтянул 10 парней из U-23, а главными звездами стала яркая связка выпускников Aspire Academy.
22-летний форвард Альмоэз Али забил 9 голов в 7 матчах и побил рекорд иранца Али Даеи (8 голов в 1996-м). После Кубка Азии парня просматривал «Милан». Оцените роскошные ножницы в финале против Японии.
Лучшим ассистентом стал 22-летний плеймейкер Акрам Афиф: у него 10 ассистов в 7 матчах. Оба родились в Дохе, а росли в Aspire под наблюдением Санчеса.
Перезагрузка сборной впечатлила главу QFA шейха Хамад бен Халифа бен Ахмед Аль-Тани:
«Я считаю, что сейчас национальная сборная меняется. После назначения Феликса Санчеса команда вступила в новый этап. Наша замечательная академия дает результаты. Можно сказать, что теперь мы на финишной прямой перед чемпионатом мира».
Еще приятнее – респект от Хави (с 2019-го тренирует катарский «Аль-Садд»): «Новое поколение отличается от прежних благодаря Aspire. У них отличная подготовка, а Санчес – прекрасный тренер, которого я давно знаю ».
Катар вписывается в международные турниры ради нового опыта
Окей, у Катара есть игроки и тренер, но как без отборочного турнира подойти к домашнему чемпионату мира в оптимальной форме?
Для Катара проблема подготовки особенно острая. Все игроки сборной выступают в местной лиге: они живут в Дохе и каждую неделю играют друг с другом. Нулевой опыт в топ-5 лигах (микроисключение – плеймейкер Акрам Афиф с девятью матчами за хихонский «Спортинг»). Нулевой опыт в международных турнирах за пределами азиатской экосистемы (пару раз Катар почти квалифицировался на Олимпиаду, но только почти).
Все это не так страшно для команды, которая попала на ЧМ впервые в истории и в восторге уже от этого факта. Но Катар намерен пошуметь в стиле России и Южной Кореи, а не грустно переехать на трибуны к плей-офф, как ЮАР.
Традиционно страна-хозяйка готовится к домашнему турниру через травоядные товарищеские матчи. Теоретически Cанчес мог забить и ограничиться стандартной подготовкой (некоторым хватает и контрольных матчей), но Катар (опять) выбрал свой путь и придумал многоступенчатую программу подготовки.
Пишите в комментариях, что сможет добиться сборная Катара на домашнем мундиале.