Каждая обитель в нашей стране имеет свои уникальные черты и свою неповторимую историю.
Уникальность этого монастыря в том, что появился он в так называемую «домонгольскую» историю. Эта обитель стояла у истоков традиции почитания Иоанна Богослова на Руси.
Апостол Иоанн Богослов – самый младший и самый возлюбленный ученик Христа – прожил дольше других учеников и своими трудами и подвигами научил и до сих пор учит христиан истинному Богословию – не системе научного знания, а живому опыту Богообщения. Именно он является автором четвертого Евангелия («Евангелие от Иоанна»), трёх апостольских посланий и Апокалипсиса («Откровения»).
Главное отличие Евангелие от Иоанна от трёх других повествований (они рассказывают, в большей части, о земной жизни Христа) в том, что оно начинается изложением учения Христа и далее содержит в себе многие слова Христа, в которых раскрываются таинства веры.
Ни о времени основания монастыря, ни об его основателях никаких документальных свидетельств не сохранилось. Монастырское предание связывает возникновение обители с проповедью в русских землях греческих монахов-миссионеров.
Считается, что ими был принесен в эти края чудотворный образ апостола Иоанна Богослова, ставший главной святыней обители. Икона была создана в Византии и привезена на Русь ещё до монголо-татарского нашествия. Она была двусторонняя, и на обороте её находилось изображение Пресвятой Богородицы – список с древнего образа. В 1930-е годы икона была спрятана монахами, и её местонахождение неизвестно по сегодняшний день.
В письменных же источниках упоминание об обители относится уже ко временам монголо-татарского нашествия. В 1237 году хан Батый после разорения столицы Рязанского княжества (Старой Рязани) продвигался вдоль Оки на Коломну. К монастырю войско подступило с намерением разорить и сжечь его. Но грозный хан был так устрашен видением святого апостола Иоанна, что отказался от этих намерений.
Архитектурный облик монастыря, который видим мы сегодня, относится к 17 веку после восхождения на трон Михаила Федоровича Романова, когда наступило время стабилизации и государственного строительства. Тогда появились первые каменные строения и ограда с четырьмя угловыми башнями.
Во второй половине 18 века при секуляризации церковных земель монастырь пришел в упадок. А в 19 веке у монастыря началась новая веха. Волею судеб недалеко от обители приобрел имение потомственный Почетный гражданин, московский купец первой гильдии Давид Иванович Хлудов, один из сыновей промышленника, владельца Егорьевской мануфактуры и других предприятий.
Давид Иванович жертвовал на строительство и обновление храмов. Богословский собор был полностью перестроен и расписан, в 1868-1870 годах был возведен Успенский собор, освященный в 1873 году. Были построены богодельня (получившая название «Хлудовской»), братский корпус, часовня на святом источнике. В 1901 году была возведена Большая колокольня, которая и сегодня является символом монастыря и его «маяком».
В советское время обитель сильно пострадала. Здесь было размещено ремесленное училище для бывших беспризорников, потом училище механизации сельского хозяйства. В 70-е годы часть территории заняли склады УВД.
Многое за эти годы было утрачено, восстановление монастыря началось с 1988 года. В Успенском соборе в начале 21 века был установлен уникальный по цветовому решению фаянсовый иконостас. Храм был освящен в 2009 году.
Сегодня сюда тянутся паломники из Рязани, Москвы и со всей России. Одним из знаковых мест монастыря является святой источник с целебной водой, о чем исстари упоминалось в церковной летописи. Находится он чуть поодаль от монастыря, и путь к нему – отдельное путешествие, ведь с этой тропинки открываются невероятные виды на холмы, луга, Оку и заокские дали.
Находится монастырь в 185 километрах от Москвы и в 37 километрах от Рязани. На ж/д транспорте возможно добраться до станции Рыбное и далее на такси или автобусе (20 км) до села Пощупово.
Сюда можно заехать по пути из села Константиново (13 км по трассе) – родины великого русского поэта Сергея Есенина. Сам поэт в детстве бывал в этом монастыре.
Здесь время замедляется, суета проходит, люди уравновешиваются (замечено не один раз). Место силы и умиротворения, где есть смысл задержаться и прогуляться до святого источника, насладившись живописными видами Рязанской земли. А может, и остаться переночевать, для паломников в обители есть гостиница.
Любите путешествовать по России? Надеюсь, найдете для себя полезное на моем канале. Подписывайтесь, ставьте 👍 статьям, это мотивирует писать меня дальше.