Различают следующие виды коробок переключения передач автомобилей:
- механическая КПП;
- автоматическая КПП (с гидротрансформатором);
- роботизированная КПП;
- вариатор.
Механическая коробка переключения передач
Передачи переключает непосредственно сам водитель по средствам ручного привода. Управление работой МКПП всегда целиком и полностью возложено на водителя, который из опыта переключает передачи под текущие условия движения.
По числу ступеней бывают:
- четырехступенчатые (в основном на старых машинах, сейчас встречаются крайне редко);
- пятиступенчатые (наиболее распространенные);
- шестиступенчатые
Виды механической КПП по числу имеющихся валов:
- двухвальная (в основном устанавливается на переднеприводных легковых машинах);
- трехвальная (устанавливается на переднеприводные и заднеприводные транспортные средства, как в легковых, так и в грузовиках).
К достоинствам относятся:
- простота устройства, обслуживания и ремонта как всей коробки, так и ее деталей;
- длительный срок эксплуатации;
- экономия топлива;
- высокий кпд;
- быстрое увеличение оборотов двигателя;
- легкий вес;
- возможность запуска двигателя без аккумулятора;
- буксировка авто на любые расстояния.
К недостаткам механической коробки передач относятся:
- сам принцип работы и управления представляет особую сложность для новичков, а также является фактором риска повреждения сцепления;
- угроза перегрузки мотора при неправильном использовании КПП и некорректном переключении передач;
- большой промежуток времени, необходимый для переключения с одной передачи на другую;
- дискомфорт и усталость от частого использования.
Автоматическая коробка переключения передач (с гидротрансформатором)
Выбор оптимального передаточного числа происходит без участия водителя в соответствии с условиями движения. Управление передачами производит микропроцессорный компьютер.
Режимы работы АКПП:
- "P" Parking — Парковочный режим;
- "N" Neutral — нейтральный режим;
- "R" Reverse — режим заднего хода;
- "D" Drive — основной режим для движения вперед;
По числу ступеней бывают:
- четырехступенчатые;
- шестиступенчатые;
- восьмиступенчатые.
К достоинствам относятся:
- автоматическое переключение передач, при котором не нужно отвлекаться, что особенно актуально для начинающих водителей;
- облегченный процесс трогания с места;
- более щадящая эксплуатация ходовой части и двигателя благодаря работе гидротрансформатора;
- улучшенная проходимость в большинстве условий.
К недостаткам относятся:
- сложность конструкции;
- высокая стоимость самой коробки и ее обслуживания;
- более низкий КПД и повышенный расход топлива в сравнении с механикой;
- буксирование нежелательно и возможно только при соблюдении определенных условий;
Роботизированная КПП
Простыми словами РКПП это механическая коробка передач с автоматическим устройством выжима сцепления и переключения передач, микропроцессором и датчиками. Современные РКПП имеют два вала с шестернями передач и два сцепления для более плавного и быстрого переключения.
У разных автоконцернов свои названия данных коробок:
- DSG – Volkswagen;
- S-Tronic – Audi;
- Speedshift DCT – Mercedes-Benz;
- DCT M Drivelogic – BMW;
- PDK – Porsche;
- Twin Clutch SST – Mitsubishi;
- Powershift – Ford;
- TCT – Alfa Romeo.
К достоинствам относятся:
- быстрое и плавное переключение передач (коробки с двумя валами и сцеплениями);
- небольшой вес;
- экономичный расход топлива.
К недостаткам относятся:
- рывки при старте и переключении передач (для РКПП с одним сцеплением);
- необходимость установки рычага в нейтральное положение при каждой остановке;
- снижение ресурса работы КПП каждый раз при пробуксовке;
- непредсказуемость поведения роботизированной коробки передач в тяжелых дорожных условиях;
- низкий срок службы сцеплений (50-60 тыс. км.).
Вариатор
Вариатор это бесступенчатая коробка плавно изменяющая крутящий момент в заданных промежутках регулирования. В ней отсутствует напор шестерней, как в других коробках, передача крутящего момента от ведущего к ведомому валу происходить за счет ремня или цепи. При разгоне автомобиля двигатель работает очень тихо без "рева", по сравнению с другими коробками, как будто на нем стоит мощный электродвигатель.
Виды вариаторов:
- клиноременной механизм;
- клиноцепной вариатор;
- тороидный вид вариатора.
Наиболее известные модели вариаторов:
- X-tronic - Nissan;
- Lineartronic - Subaru;
- Multimatic - Honda;
- Multidrive - Toyota;
- Ecotronic - Ford;
- Autotronic - Mercedes-Benz;
- Multitronic - Audi.
К достоинствам относятся:
- удобство поездки;
- плавность движения машины;
- экономия топлива;
- авто с вариатором ездит намного тише;
- вариатор исключает пробуксовку колес.
К недостаткам относятся:
- такие коробки передач не устанавливают на мощные авто;
- работа вариатора зависит от показаний множества датчиков, выход из строя одного приведет к неправильное ее работе;
- дорогой ремонт;
- есть ограничения при использовании прицепов и ограничения при буксировке.