Найти в Дзене
ALL CARS

Виды КПП автомобилей

Различают следующие типы коробок переключения передач автомобилей:
механическая КПП;
автоматическая КПП (с гидротрансформатором);
роботизированная КПП;
Оглавление

Различают следующие виды коробок переключения передач автомобилей:

  • механическая КПП;
  • автоматическая КПП (с гидротрансформатором);
  • роботизированная КПП;
  • вариатор.

Механическая коробка переключения передач

-2

Передачи переключает непосредственно сам водитель по средствам ручного привода. Управление работой МКПП всегда целиком и полностью возложено на водителя, который из опыта переключает передачи под текущие условия движения.

По числу ступеней бывают:

  • четырехступенчатые (в основном на старых машинах, сейчас встречаются крайне редко);
  • пятиступенчатые (наиболее распространенные);
  • шестиступенчатые

Виды механической КПП по числу имеющихся валов:

  • двухвальная (в основном устанавливается на переднеприводных легковых машинах);
  • трехвальная (устанавливается на переднеприводные и заднеприводные транспортные средства, как в легковых, так и в грузовиках).

К достоинствам относятся:

  • простота устройства, обслуживания и ремонта как всей коробки, так и ее деталей;
  • длительный срок эксплуатации;
  • экономия топлива;
  • высокий кпд;
  • быстрое увеличение оборотов двигателя;
  • легкий вес;
  • возможность запуска двигателя без аккумулятора;
  • буксировка авто на любые расстояния.

К недостаткам механической коробки передач относятся:

  • сам принцип работы и управления представляет особую сложность для новичков, а также является фактором риска повреждения сцепления;
  • угроза перегрузки мотора при неправильном использовании КПП и некорректном переключении передач;
  • большой промежуток времени, необходимый для переключения с одной передачи на другую;
  • дискомфорт и усталость от частого использования.

Автоматическая коробка переключения передач (с гидротрансформатором)

-3

Выбор оптимального передаточного числа происходит без участия водителя в соответствии с условиями движения. Управление передачами производит микропроцессорный компьютер.

Режимы работы АКПП:

  • "P" Parking — Парковочный режим;
  • "N" Neutral — нейтральный режим;
  • "R" Reverse — режим заднего хода;
  • "D" Drive — основной режим для движения вперед;

По числу ступеней бывают:

  • четырехступенчатые;
  • шестиступенчатые;
  • восьмиступенчатые.

К достоинствам относятся:

  • автоматическое переключение передач, при котором не нужно отвлекаться, что особенно актуально для начинающих водителей;
  • облегченный процесс трогания с места;
  • более щадящая эксплуатация ходовой части и двигателя благодаря работе гидротрансформатора;
  • улучшенная проходимость в большинстве условий.

К недостаткам относятся:

  • сложность конструкции;
  • высокая стоимость самой коробки и ее обслуживания;
  • более низкий КПД и повышенный расход топлива в сравнении с механикой;
  • буксирование нежелательно и возможно только при соблюдении определенных условий;

Роботизированная КПП

-4

Простыми словами РКПП это механическая коробка передач с автоматическим устройством выжима сцепления и переключения передач, микропроцессором и датчиками. Современные РКПП имеют два вала с шестернями передач и два сцепления для более плавного и быстрого переключения.

У разных автоконцернов свои названия данных коробок:

  • DSG – Volkswagen;
  • S-Tronic – Audi;
  • Speedshift DCT – Mercedes-Benz;
  • DCT M Drivelogic – BMW;
  • PDK – Porsche;
  • Twin Clutch SST – Mitsubishi;
  • Powershift – Ford;
  • TCT – Alfa Romeo.

К достоинствам относятся:

  • быстрое и плавное переключение передач (коробки с двумя валами и сцеплениями);
  • небольшой вес;
  • экономичный расход топлива.

К недостаткам относятся:

  • рывки при старте и переключении передач (для РКПП с одним сцеплением);
  • необходимость установки рычага в нейтральное положение при каждой остановке;
  • снижение ресурса работы КПП каждый раз при пробуксовке;
  • непредсказуемость поведения роботизированной коробки передач в тяжелых дорожных условиях;
  • низкий срок службы сцеплений (50-60 тыс. км.).

Вариатор

-5

Вариатор это бесступенчатая коробка плавно изменяющая крутящий момент в заданных промежутках регулирования. В ней отсутствует напор шестерней, как в других коробках, передача крутящего момента от ведущего к ведомому валу происходить за счет ремня или цепи. При разгоне автомобиля двигатель работает очень тихо без "рева", по сравнению с другими коробками, как будто на нем стоит мощный электродвигатель.

Виды вариаторов:

  • клиноременной механизм;
  • клиноцепной вариатор;
  • тороидный вид вариатора.

Наиболее известные модели вариаторов:

  • X-tronic - Nissan;
  • Lineartronic - Subaru;
  • Multimatic - Honda;
  • Multidrive - Toyota;
  • Ecotronic - Ford;
  • Autotronic - Mercedes-Benz;
  • Multitronic - Audi.

К достоинствам относятся:

  • удобство поездки;
  • плавность движения машины;
  • экономия топлива;
  • авто с вариатором ездит намного тише;
  • вариатор исключает пробуксовку колес.

К недостаткам относятся:

  • такие коробки передач не устанавливают на мощные авто;
  • работа вариатора зависит от показаний множества датчиков, выход из строя одного приведет к неправильное ее работе;
  • дорогой ремонт;
  • есть ограничения при использовании прицепов и ограничения при буксировке.