Что нужно для освоения новых навыков? Прежде всего – попробовать себя в иной роли. Этот принцип хорош и общении. Посмотрев на ситуацию с позиции собеседника можно понять точку зрения другой личности, избежать конфликта, найти взаимовыгодное решение. Расскажу об этом на примере одной из психологических методик.
Речь пойдёт о варианте сказкотерапии. На занятиях по спонтанной сказке участники проживают приключения от лица различных персонажей .
Новая роль
При распределении ролей иногда можно услышать разные отклики.
«Я так боялся, что мне достанется этот персонаж!»
«А я ведь совсем не такая!»
«Этот герой совсем не интересен»
Чаще всего это происходит, если предложенная роль предполагает те качества, которые в повседневной жизни для этого человека страшны, непонятны, неприемлемы.
А я за них радуюсь. Им выпал шанс побыть кем-то другим, взглянуть на мир иными глазами, прочувствовать чужие потребности. Это возможность перестать убегать от неизвестного, познать новое. А возможно – обогатить свой арсенал общения новым приёмом.
Угрозы привычного
Конечно, комфортнее ходить по проторенной дороге. Всё знакомо, безопасно, понятно. Но при этом у части людей в подсознании живёт смутная тревога. Истоки её следующие:
- понимание того, что привычное когда-то закончится;
- ощущение беспомощности перед неизвестным, непонятным.
Если человек не склонен к риску, то он начинает сторониться всего непривычного. Увы, со временем в замкнутый от внешнего мира круг начинает сужаться, а страхи перед незнакомым – множатся.
А как же личности, жаждущие новых приключений и ярких (даже опасных) впечатлений? Их жизнь легка и беззаботна? Нет. В этих случаях есть риск потерять смысл . Иные мнения, взгляды, способы решения проблем без осмысления превращаются в мелькающий за окном пейзаж.
Смена роли
Потому я и рад за тех, кто в спонтанной сказке получает возможность пожить в качестве другого персонажа. Чтобы это не превратилось в бессмысленный маскарад, нужно на время проникнуться потребностями, чертами характера, манерами Тирана, Красавицы, Служанки, Учёного и так далее. По возвращении из сказочного мира в реальный это позволит узнавать их и общаться как со знакомыми.
Для усиления подобного эффекта в ходе занятия я предлагаю участникам сменить персонажей. Это помогает каждому участнику увидеть её с разных точек зрения, сравнить цели и задачи героев. А затем забрать в повседневность больше навыков и более точное понимание задач окружающих людей.
Совет
Без провожатого в мире сказочных героев будет трудновато. Всегда есть риск скатиться к привычным шаблонам поведения, не проникнув в суть типажа. Хотите попробовать этот метод на практике – ищите сказкотерапевта.
Если же это затруднительно, вспомните какую-нибудь старую, испытанную временем сказку, но перескажите её от лица каждого персонажа и даже объекта. Например «Колобок» – от лица бабушки, дедушки, окошка, дороги, зайца, волка и т.д. Подумайте, что они желают, как относятся к главному герою и друг другу. Уверен, узнаете много нового. Впрочем, выбирать вам!