История основана на реальных событиях
Рутинная ситуация, казалось бы. Судно выходит из американского порта под лоцманской проводкой. Ночная вахта 2-го помощника капитана, время 00:25. Капитан командует судном, лоцман выступает в роли "советчика", впрочем как и всегда. Лоцман уже готовится к сходу на катер, надевает свой спасательный жилет и рюкзак, в который прячет презент от капитана - блок сигарет. Это обычная морская практика, можно даже сказать - традиция. Мне она правда не совсем понятна, зачем лоцману давать что-то за его работу? Ему Администрация порта платит достойные деньги и судно здесь не причем. Одно дело, когда сам лоцман приносит какие-нибудь подарки, типа газет "New York Times" или сувениров с символикой их лоцманской службы (кепки, футболки, кружки, ручки). После такого всегда приятно ответить взаимностью и подарить что-то в ответ. Алаверды так сказать! Но что мы видим в большинстве стран третьего мира? Местные лоцманы прямым текстом требуют сигареты и бывают очень недовольны, когда вручаешь им всего один блок. Я в таких случаях забираю тот единственный блок и вежливо предлагаю лоцману сходить на "три буквы". После этого сразу вижу ехидную улыбочку и упрашивания, дать ему тот блок и что он рад будет и одному. На этот и подобные случаи мне нравится выражение, которое придумано весьма неглупым человеком:
Не нужно делать человеку хорошо. Нужно сделать плохо, а потом вернуть все обратно. И он будем думать, что все хорошо и ценить то, что имеет прямо сейчас.
Немного лирики. Продолжаем. Лоцманский катер подходит, чтобы забрать лоцмана. Судно ложится на курс 140 градусов для обеспечения подветренной стороны с левого борта. Лоцман стоит у парадного трапа и ждет, когда лоцманский катер прижмется к борту и его перестанет кидать волной.
2-й помощник: докладывает на мостик - "Лоцман сошел".
Капитан: "Хорошо, поднимайся на мост, а боцман с матросом уберут трапы и все по-походному. Нас ожидает "свежая" погода в Атлантике".
2-й помощник: "Принято, поднимаюсь".
После этого судно начало разворачиваться на курс 0 градусов через левый борт. На курсах около 50 градусов океанская зыбь, заходившая в борт, стала сильно раскачивать судно. 2-й помощник поднялся на мостик и обеспечивал безопасность мореплавания, а Капитан в это время был на крыле мостика и контролировал процесс раскрепления трапов боцманом и матросом, будто предчувствовал неладное...
00:47 Капитан: "Блииин! Боцман упал за борт!! Человек за бортом!!!"
Очень много мата, криков, паники... этого в письме не передать.
00:48 Капитан: "Стоооп машина"
00:48 2-й помощник: "Стоп машина"
00:48 Капитан: "Тревогу общую! Тревооогу! Фига ты стоишь, второй!!"
00:49 2-й помощник с 2х минутной задержкой подал общесудовую тревогу: 3 продолжительных сигнала судовым тифоном и объявил голосом: "Внимание, внимание! Человек за бортом! Человек за бортом!"
00:50 Капитан по УКВ радиосвязи объявил в эфир на 16 канале "Securite, Securite. Man overboard" (Securite - один из трех международных морских радиосигналов безопасности)
00:51 Капитан: "А круг бросили? Круг блин бросили?! Брооосить круг!!!"
Через 4 минуты самое время бросить круг! Чем занимался матрос, который помогал боцману и был в нескольких метрах от спасательного круга?! А капитан, который в момент падения боцмана стоял на крыле мостика и мог свободно выбросить круг со светодымящим буем? Про 2-го помощника я вообще молчу, он не предпринял ни единого действия, которые был просто обязан предпринять!
На сообщение Капитана в эфир сразу же отреагировал лоцманский катер, который удалился от судна всего на несколько миль. Лоцман в ту же минуту развернул катер и проследовал к судну. По пути лоцман задавал капитану много уточняющих вопросов:
"Надет ли на человеке спасательный жилет? Изменяли ли вы курс после падения человека за борт? Видите ли вы человека в воде, находится ли он в поле зрения? Капитан, сообщите мне координаты падения человека за борт"
Больше всего меня удивило то, что на боцмане не было спасательного жилета! В первую очередь - это вина самого боцмана, за что он и поплатился. Ну а во вторую - Вахтенного помощника, который не проконтролировал, чтобы жилет был надет. И разумеется, вина Капитана, он виноват всегда и во всем, такова реальность!
Поразил так же ответ Капитана на запрос лоцмана сообщить ему координаты, где человек упал за борт: "Человек упал за борт примерно в полумили от нашей кормы, в полумили, как приняли, лоцман?".
Что, что?! Какие блин полумили от кормы?! Где координаты вообще?! 2-й помощник обделался так, что даже координаты не записал?! Я не говорю уже о кнопке "MOB", которую нужно было нажать на GPS, ЭКДИС и на некоторых радарах она тоже есть! Вот сейчас лоцман пойдет отмерять на своем радаре полмили от кормы того судна, на котором человек за бортом!
После недолгого диалога с капитаном, лоцман доложил американской береговой охране (US coast guard), что судно не предприняло вообще никаких действий. Трудно не согласится с лоцманом!
Где жилет на боцмане? Где круг в первые секунды после падения, а не через 4 минуты, когда боцман явно до него не доплывет. Где маневр? В начале ситуации Капитаном была дана команда: "Стоп машина". Пусть будет так, чтобы не засосало человека под гребной винт. Но после этого и в течение получаса маневр на обратный курс никто так и не сделал, судно было в дрейфе, а боцман отдалялся от него по корме. Где усиленное наблюдение? Какого фига не было экстра наблюдения с кормы?! 2-й помощник где доклады?! Общесудовая тревога только через две минуты, в эфир сообщение только через 3 минуты с маркером "Securite", верно ли это?! А вызвать МСКЦ (RCC) - самых главных спасателей в таких ситуациях (Морской спасательно-координационный центр). В общем очень много вопросов, на которые видимо нет ответов, по крайней мере у тех штурманов, которые оказались в этой аварийной ситуации.
! Важный момент: психологическая готовность к действию в аварийных ситуациях. Какова наша обычная реакция? Паника, мат, крики. И это ошибка. Убеждение, что мат успокаивает - иллюзия. На самом деле, мы только еще больше накручиваем себя и других. В кровь выбрасывается большая порция адреналина, что негативно сказывается на быстроте и эффективности принятия решений.
Сидеть в мягком кресле на мостике перед радаром, когда все спокойно и рассуждать на тему того, что Капитан и другие действовали так себе, а точнее вообще не действовали, наверное не совсем правильно с моей стороны. Но я хочу, чтобы эта ситуация стала уроком для многих, как для начинающих моряков, так и для опытных. Да и не только моряков, непредвиденных ситуаций хватает и в повседневной жизни.
* Этот инцидент произошел на одном из судов со смешанным экипажем, но русскими офицерами, у берегов США. Операция по поиску и спасению продолжалась около суток. Но боцмана так и не нашли! Видеозапись с "Черного ящика" (VDR) нам включали на курсах в Институте повышения квалификации.
Безумно благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓