Найти в Дзене

Пожарные машины

Классическая ПНС как пережиток прошлого...
Этой осенью, по федеральным ПЧ страны, разошлись 40 штук долгожданных насосных станций ПНС-100. Долгожданных потому, что поступить они должны были ещё год назад. Но кто-то что-то напутал с техзаданием, и уже заключённый госконтракт не состоялся... Причём АР-2, заказанные в пару к этим ПНС, до частей дошли. И все ждали обещанные ПНС...
В этом году тендер

Классическая ПНС как пережиток прошлого...
Этой осенью, по федеральным ПЧ страны, разошлись 40 штук долгожданных насосных станций ПНС-100. Долгожданных потому, что поступить они должны были ещё год назад. Но кто-то что-то напутал с техзаданием, и уже заключённый госконтракт не состоялся... Причём АР-2, заказанные в пару к этим ПНС, до частей дошли. И все ждали обещанные ПНС...
В этом году тендер был разыгран заново, и госконтракт получила "Уралпожтехника".
То что получилось, представлено на фото. Кто-то восхищается, говорит "Хотим такую же! Когда нам дадут?"
Но тут появляется вопрос - а нужна ли такая машина в принципе?
ПНС, в их классической форме, уже давно устарели. Так сказать пережиток прошлого. Их история тянется ещё с 1930-х, когда на бакинских нефтепромыслах местные пожарные умельцы установили на шасси грузовика мощный насос и автономный двигатель для его привода. В последствии было ещё несколько самоделок созданных по тому же принципу. Но окончательный, "классический типаж" советской ПНС был заложен техником-инженером техотряда УПО Москвы И.И. Ожерельевым. Именно по его чертежам московский техотряд в конце 1950-х изготовил две ПНС-100 на шасси ЗИЛ-157. Спустя несколько лет на Прилукском заводе была запущена в производство первая серийная ПНС-100(157)мод.66 сконструированная в ОКБ-8. При этом машина своей конструкцией сильно походила на ПНС инженера Ожерельева.
В конце 1960-х появляется новая модель ПНС-110(131)мод.131 - с более мощным насосом ПН-110 и на шасси ЗИЛ-131.
В 1990-х ПНС начинают выпускать на шасси КАМАЗ и УРАЛ. Со временем меняются марки насосов и двигателей для их привода, изменяется форма кузова, появляются варианты с двумя насосами производительностью по 55 лит/сек каждый с приводом от своего двигателя... Но смысл остаётся прежним - раскручивать насосы производительностью 100-110 лит/сек должен автономный двигатель. Но дело в том, что эта схема была придумана тогда, когда шасси грузовых автомобилей оснащались относительно маломощными двигателями, которые не могли обеспечить полную мощность требуемую насосу. Для насоса ПН-110 она составляла 245 л.с., в то время как самый мощный грузовик середины 1960-х (без учёта карьерных самосвалов и армейских тягачей) оснащался двигателем мощностью 240 л.с., что с учётом потери до 20-25% мощности на привод трансмиссии было явно недостаточно для привода такого насоса напрямую от двигателя шасси. Поэтому на привод насоса и ставился отдельный двигатель. Для первых ПНС-100 и ПНС-110 это был дизель 2Д12Б мощностью 300 л.с., что позволяло снимать номинальные 100-110 литров с насоса не "раскручивая" двигатель на полную.
Но техника не стоит на месте. Современные шасси оснащаются собственными двигателями от 300 л.с., а насосы производительностью 100-110 лит/сек наоборот стали менее энергозатратными - им нужно "всего" 190-210 л.с. И как следствие стала появляться пожарная техника с насосами 100-150 лит/сек с прямым приводом от двигателя шасси - АЦ, АНР. Эти АНР этакая помесь АР и ПНС, кроме мощных насосов вывозят большой запас 150-мм рукавов. Но подобную технику в подавляющем большинстве заказывают для объектовых ПЧ. Там где умеют считать деньги, составляют грамотное техзадание, и в итоге получают заметную экономию при закупке и эксплуатации техники.
А МЧС с маниакальным упорством продолжает выдавать госконтракты с техзаданием на "классическую" ПНС, и в придачу к ней АР-2. Более того - уже во втором госконтракте МЧС просит изготовить ПНС на достаточно большом, и относительно тяжёлом шасси КАМАЗ-43118, вместо более компактного и лёгкого КАМАЗ-5350, применявшегося ранее для этих целей. И как следствие куча пустого места в кузове, несмотря на наличие в комплектации ПНС комплекта ГАСИ, и особенно комплекса "Маяк спасателя", аж с пятью (!!!) датчиками неподвижного состояния. Это очень-очень "нужные" вещи в комплектации насосной-станции, без которых ПНС не сможет забрать воду!
В очередной раз даёшься диву тем, кто в недрах МЧС выдаёт техзаданиия на новую технику для ФПС. Им и в голову не приходит, что современные шасси оснащаются достаточно мощным двигателем, способным напрямую крутить насос в 100 литров в секунду, и ему уже не нужен второй двигатель для автономного привода. На его место можно было бы смонтировать систему дополнительных погружных насосов с гидроприводом, отлично себя зарекомендовавших на ПАНРК, АНРМ и т.п. комплексах. Плюс сделать укладку магистральных рукавов гармошкой, места в кузове, особенно на КАМАЗ-43118, для этого достаточно. Тем самым АР становится не нужен, что в условиях нехватки личного состава водителей, а в последнее время это не редкость, положительно сказалось бы на боеготовности подразделений. Да и экономия как ни как...
Но имеем то, что имеем.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10