Байден Джо вышел на крыльцо Белой Избушки. Над Вашингтоном занималась заря нового дня. Байден Джо размахнулся и запустил бумеранг.
- Ну, пусть летит, авось не вернётся, – подумал старина Джо… И продолжил читать заклинание: «Лети, лети лепесток, через Запад на Восток…»
Ну, это, сами понимаете, литературный приём…
А теперь по сути вопроса. Байден Джо то действительно запустил бумеранг добычи сланцевого газа и действительно: с Запада на Восток…
На этих картах мы видим, где и как производится добыча сланцевого газа. И надо чётко представлять вред этого мероприятия.
А добыча сланцевого газа, которая началась и продолжается на Востоке Украины, неминуемо будет иметь следующие последствия:
Отравление бассейна реки Северский Донец. Затем – отравление бассейна реки Дон, затем – отравление Азовского моря, отравление Чёрного моря совместно с полуостровом Крым, далее волна яда по гидросфере переместится в Средиземное море, выйдет в океан и затем отправится согласно течениям океаническим обратно к Байдену Джо.
Что подтверждается:
Главной же экологической проблемой, по мнению заместителя директора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, является возможность загрязнения водоносных пластов метаном и используемыми растворами. «Даже очищенный буровой раствор, в котором на химические добавки приходится всего 1–2 %, способен отравить грунтовые воды, тем более что из скважин поднимают только треть используемой воды. Некоторые компоненты, которые применяют для достижения требуемой вязкости жидкости разрыва, имеют канцерогенный характер, поэтому их попадание в пласты, содержащие подземные воды, опасно. К тому же трещины от гидроразрыва могут распространяться вверх, загрязняя грунтовые воды закачиваемой жидкостью или способствуя поступлению в них метана», − считает эксперт.
Добыча сланцевого газа – водоемкий процесс; потенциально он может оказывать дополнительную нагрузку на водоснабжение в регионах бурения. Для одной операции гидроразрыва требуется примерно 15 млн л воды, при этом в каждой скважине гидроразрыв может проводиться до 10 раз.
По нашим подсчетам, воды, использованной на одной скважине, хватило бы для снабжения 10 000 европейцев в течение года.
При гидроразрыве используется целый ряд токсичных химикатов, объем которых (равно как и необходимый объем воды) зависит от степени проницаемости породы. По данным разработчиков, закачиваемая в скважину 90 смесь обычно на 98–99,5 % состоит из воды, а остальные 0,5–1,5 % приходятся на химические компоненты.
Поскольку на обработку одной скважины требуется примерно 15 млн л воды, получается, что одна операция гидроразрыва требует использования тонн высокотоксичных веществ. Подробности этих данных операторами обычно не сообщаются.
Предполагается, что на стандартной кустовой площадке залежи сланцевого газа Marcellus используется порядка 133 тонн химикатов, в том числе соляная кислота, персульфат аммония и гидроксид калия.
В 2011 году было обнаружено, что миллионы литров облученной воды с токсичными химикатами были сброшены в реки и ручьи Пенсильвании . Большинство штатов США требует, чтобы загрязненная вода закачивалась в скважины хранилища, однако Пенсильвания позволила буровым компаниям сбросить отходы через очистные сооружения в реки.
Что известно о химическом составе жидкости разрыва?
Представители индустрии обычно занижают риски, связанные с химикатами, которые используются при добыче сланцевого газа. Они говорят, что те же вещества содержатся и в бытовых чистящих средствах, и косметике, и даже еде, и что они не представляют опасности, если их проглотить, или вдохнуть.
Если бы это было правдой, то у компаний не было бы повода скрывать точный состав жидкостей, используемых при гидроразрыве .
Более того, промышленные данные показывают, что жидкость разрыва содержит химикаты, которые классифицируются как канцерогены, мутагены, репродуктивные токсины, нейтроксины, аллергены, эндокринные разрушители, а также токсичные вещества, такие как бензол, толуол, этилбензол и ксилол.
По данным экспертов-химиков, жидкость разрыва может содержать до 596 химических веществ, из которых 40 % приходится на эндокринные разрушители, оказывающие негативное воздействие на гормональные системы животных и людей, а треть – предположительно на канцерогены. Более 60 % используемых веществ могут нанести вред мозгу и нервной системе. К таким соединениям относятся глутаровый альдегид, сульфат аммония, диметилформальдегид, соли бора и калий, метанол, этиленгликоль, диэтаноламин, формальдегид, тиомочевина, кумол, фенол, бензол и акриламид. Также серная и соляная кислоты, фтористая кислота, фталевый ангидрид, ацетальдегид, ацетофенон, окись этилена, окись пропилена, нефтяные дистилляты, ингибиторы коррозии.
Для каждой операции гидроразрыва пласта используется от 80 до 300 тонн химикатов.
В местах, где используется ГРП, вода становится непригодной для питья, люди чаще болеют, у животных выпадает шерсть, ухудшается качество воздуха.
https://study.urfu.ru/Aid/Publication/13530/1/Sidorova_3_SN.pdf
И вот это всё добро циркулирует не только по гидрографической сети рек, морей, океанов, но по всей гидросфере.
Гидросфера же – это непрерывный слой воды.
Вот определение гидросферы для 6-го класса.
А вот адрес, где вы сможете более подробно изучить вопрос гидросферы: https://portal.tpu.ru/SHARED/s/SECHIN/first1/rty/Tab2/Гидросфера.pdf
А в это время бумеранг Байдена Джо всё летел и летел…
Да... Магия не помогла... За что боролись, на то и напоролись!
ПРИЛОЖЕНИЯ: