На «Марафоне пяти профессий» в Ростове-на-Дону кандидат экономических наук Татьяна Третьякова сказала, что любой работой сегодня надо заниматься, как театром.
Если работа – театр, то каждый бизнес – отдельная сцена, а предприниматели и сотрудники компаний – актеры. Их задача – произвести впечатление на зрителей, то есть покупателей, чтобы они не прошли мимо и сделали покупку.
«Индустрия впечатлений – тренд 2021 года», - подчеркнула Татьяна Третьякова, и для успеха предпринимателям надо не продавать, а «режиссировать эмоции».
Одинаковые проблемы
«Марафон пяти профессий» - первое мероприятие такого формата, площадкой для которого стал региональный центр «Мой бизнес», она же «Точка кипения» на улице Седова в Ростове-на-Дону.
Каждый день и на целый день сюда приходили маркетологи, строители и архитекторы, представители индустрии красоты, общепита и информационных технологий. Хотя отрасли и были разные, о маркетинге впечатлений говорили каждый день, потому что много продавать хотят все.
Если раньше впечатления были чаще применимы к стационарным магазинам, то теперь все более масштабным полем битвы за внимание людей становится интернет. По данным одного из аналитических сервисов, в прошлом году рынок электронной торговли в Ростовской области вырос на 79%, онлайн-покупки делают даже те, кто раньше их не совершал. Реализация продуктов питания увеличилась за последний год на 63%, товаров для животных на 57%, товаров для красоты и для дома – на 50%.
Для части граждан перемещение в интернет-магазины в прошлом году стало временной вынужденной мерой. А некоторые люди не собираются целиком возвращаться в офлайн, и это значит, что борьба за их внимание будет все более изобретательной.
Зеленый цвет
Татьяна Третьякова привела несколько примеров, как предприниматели сумели выделиться на фоне таких же компаний. Один из западных производителей скотча уже много лет проводит конкурсы одежды среди молодежи и «липкий бал». Награда – грант на бесплатное обучение в вузе, и ради нее креатив участников не имеет границ.
Производитель мягких игрушечных медведей предложил покупателям выбирать наполнитель игрушки, цвет, голос. Желающих включиться в процесс полно, и медведи, сделанные для себя, нарасхват.
Конечно, такие зарубежные примеры могут показаться не применимыми к нашим реалиям. Многим российским предпринимателям не до креатива, главное – быстрее продать, но у маркетолога Сергея Ведерникова на этот счет было иное мнение.
По его словам, это не сложно, и это - давно знакомые слова брендинг, позиционирование. Правильный путь сулит коммерческий успех. В одном городе несколько компаний предлагали одинаковую строительную плитку. Одна использовала в рекламе зеленый цвет. Что произошло? Рынок разделился на продавцов эко-плитки в зеленой упаковке и остальных.
Защита покупателя
Пока я все это слушала, становилась на позицию то предпринимателя, то покупателя. Для продавцов все подсказки, безусловно, классные, а для потребителя, по-моему, не очень, потому что он тут в роли драгоценного зверя, за которым гоняются стаи охотников с криками: «Купи!», «Мы лучшие», «Мы №1 в России».
Дать советы читателям согласился Александр Солодовников, руководитель ростовского диджитал-агентства. Его компания работает в двух направлениях, предоставляет услуги предпринимателям и реализует социальные программы по повышению информационной грамотности населения.
«Удалите со своего телефона все лишние приложения, - сказал собеседник, – как можно меньше оставляйте своих данных в интернете. Если сайт, который вы открываете, спрашивает, разрешить уведомления или блокировать, - блокируйте. Чем меньше интернет-поисковики будут о вас знать, тем больше у вас шансов не совершать ненужные покупки, и умная лента «Гугла», которой рекламодатели платят за продвижение товаров и услуг, вас не догонит».