В Татарстане есть запрос на приемных детей, чаще всего младше 7 лет. Чтобы стать родителями для них взрослым необходимо пройти 80-часовой курс в специальной школе, где их обучат взаимодействию с ребенком.
В Татарстане с 2012 года работает «Школа приемных родителей», в которой за это время выучились более 1800 человек. Как рассказала на брифинге в Кабмине РТ клинический психолог, семейный терапевт, тренер-преподаватель «Школы приемных родителей» Ксения Трушкова , сейчас в республике 11 школ приемных родителей. Существует обязательная подготовка для тех, кто хочет взять ребенка. Программа включает в себя 80 часов, занятия проходят очно – примерно 2,5 месяца по разу в неделю. Школы приемных родителей есть не везде, так что к татарстанским школам обращаются и из других регионов.
- Самый большой блок в школе посвящен психологическим травмам детей. Очень важно знать, что было с ребенком до того, как он пришел к вам, – подчеркнула спикер.
Незнание травматического опыта, который пережили дети в прошлом, может в конечном итоге сказаться на их поведении и привести к тому, что от детей в дальнейшем отказываются.
По мнению Трушковой, подобная подготовка очень важна. Бывает, что люди приходят и говорят, что знают, как воспитывать детей, что имеют опыт или соответствующее образование.
– По факту оказывается, что в группе риска именно эти граждане, именно люди, которые вроде бы имеют специальное образование. Мы в нашей школе работаем с чувствами, – рассказала психолог.
По ее словам, очень разное отношение бывает, когда о взаимодействии с приемными детьми говорит лектор или действующий приемный родитель. 80% помощи, которую оказывают приемным родителям – это не узкие специалисты, психологи и педагоги, а такие же приемные родители.
– Прохождение школы приемных родителей не обязывает граждан взять в свою семью детей. Может произойти так, что после прохождения школы человек понимает, что это не для него, он еще не осознал свои силы, возможности и ресурсы. Это честно по отношению и по отношению к себе и по отношению к ребенку. Об этом мы тоже говорим в нашей школе, – рассказала Трушкова.
Также она отметила, что родители нередко стесняются обращаться за помощью, если возникают проблемы во взаимодействии с детьми или в их поведении. И совершенно напрасно, потому что так теряют драгоценное время.
- И конечно же мы на наших занятиях говорим про профилактику эмоционального выгорания родителей. Мы говорим о том, что «кислородную маску надеваем в первую очередь себе». А родители приемные нацелены на то, чтобы вкладываться в ребенка. В первые годы они выгорают настолько, что потом не в силах себе помочь, – предостерегла Трушкова.
Заместитель премьер-министра РТ, председатель республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Лейла Фазлеева , отметила, что вопрос полового воспитания родителями детей и в приемных, и в обычных, и в опекунских семьях – это один из важнейших приоритетов.
– Чтобы ребенок мог отвечать на насильственные действия в отношении себя, не бояться сообщить взрослым, тем, кто сможет противостоять действиям насильственного характера в отношении несовершеннолетних. Мы все вместе, всем миром должны с этим бороться, – отметила Фазлеева.
- Контроль за условиями проживания детей в семьях закреплен за органами опеки и попечительства. Специалисты должны по закону должны как минимум 2 раза в год, а в первый год проживания ребенка в семье пять раз должны приходить в семью. Они должны не только наблюдать семью, но еще опрашивать соседей, интересоваться тем, что происходит с ребенком в школе или дошкольном учреждении, – сообщила директор ГКУ «Республиканский центр усыновления, опеки и попечительства» министерства образования и науки РТ Диана Хабибуллина .
Она отметила, что в Татарстане в органах опеки зарегистрировано около 300 человек, большая часть из которых готовы усыновить детей. К слову, большая часть приемных семей проживает в сельской местности.
- На сегодняшний день у нас около 300 человек стоит на учете и хотелось бы отметить, что большая часть, более 200 человек – это усыновители, которые хотят взять ребенка в семью. Мы проводим мониторинг семей – это полные семьи, полные сил, в возрасте от 30 до 40 лет. В большей степени запрос идет на детей до 7 лет, – сообщила Хабибуллина.
В приемную семью берут детей, которых невозможно усыновить – это подростки, дети из больших семей, дети с ограниченными возможности здоровья. Всем, кто решился на этот шаг, следует обратиться в органы опеки по месту жительства. Там им выдадут список необходимых документов, отправят на курсы в школу приемных родителей и после этого начнут подбор ребенка.
Был поднят также вопрос психологического тестирования тех, кто хочет взять ребенка в семью. По словам Трушковой, в среде специалистов, которые занимаются подготовкой кандидатов в приемные родители, это острый вопрос на сегодняшний день.
– Было бы здорово, если бы это было межведомственное тестирование. Потому что психологи школы приемных родителей не все имеют образования клинического психолога и медицинского образования. Мы можем со своей стороны провести какое-то психологическое тестирование, но оно действует только на сегодняшний момент. А если человек берет ребенка через два-три года, это уже утрачивает силу и будет не актуальным. Поэтому хотелось бы, чтобы доктора в этом моменте участвовали, – отметила Трушкова.
– Степень участие специалистов системы здравоохранения в работе с приемными родителями приобретают особое значение, – прокомментировала Фазлеева и пообещала поднять этот вопрос в Минздраве.