Стала обращать внимание, что все больше детей, которые не используют указательный палец в жестикуляции. Да и с пальцевым захватом руки тоже много вопросов. Я бы сказала, что они используют больше обезьяний захват (извините за такое сравнение). Современные дети.
А несовременных специалистов все больше беспокоит выведение большого пальца, указательный жест, щипковый захват, как ребенок хорошо орудует ложкой и вилкой, аккуратно ли ест, помогает ли во время еды себе руками.
Давайте разберем, чем являются жесты для нас, ведь не зря природа придумала руки и пальцы.
Указательный жест, как и все прочие, является невербальным способом общения, т.е. языком тела, который дополняет и поясняет произносимые человеком слова.
Движения пальцев, кистей рук, пожимания плечами – способ, с помощью которого люди придают собственной речи нужный смысловой оттенок, выразительность. А ребенок больше передает свои эмоции, выражает потребность вовлечения взрослого в коммуникацию.
Целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, означает: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по несколько раз возвращается к уже “пройденным” предметам, пока не “насытится” осознанием того, что разные предметы имеют разное название.
Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка.
Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Указательный жест используется для направления внимания других людей или собственного внимания на какой-либо объект. В норме дети осваивают указательный жест к 1,5 годам.
Указательный палец важен для формирование пинцетного захвата. Также он нужен для прослеживания при чтении, удержания ручки при письме. Суть в более точном, дифференцированном движении и умении управлять своим телом. Это о том, что создает возможность четко артикулировать.
Помните выражение “Ум живет на кончиках пальцев”?