На пике прилива флотилия буксиров вырвала выпуклую носовую часть контейнеровоза Ever Given с песчаного берега канала.
Судоходное движение через Суэцкий канал в Египте возобновилось в понедельник после того, как был снят с мели гигантский контейнеровоз, который блокировал оживленный водный путь почти на неделю.
В прямом эфире местного телевидения видно, как судно, окруженное буксирами, медленно движется по центру канала. Станция ExtraNews сообщила, что корабль двигался со скоростью 1,5 узла (2,8 км / ч).
«Адмирал Усама Раби, председатель Управления Суэцкого канала [SCA], объявляет о возобновлении морского судоходства по Суэцкому каналу после того, как Власть успешно спасла и спустила на воду гигантский панамский контейнеровоз EVER GIVEN», - говорится в заявлении SCA.
«Она свободна», - сказал чиновник, участвовавший в спасательной операции.
В начале прошлого вторника из-за сильного ветра судно длиной 400 метров застряло по диагонали на южном участке канала из-за сильного ветра, остановив движение на кратчайшем судоходном маршруте между Европой и Азией.
После дноуглубительных и земляных работ в выходные дни спасателям из SCA и команде голландской фирмы Smit Salvage удалось частично снять судно с мели ранее в понедельник с помощью буксиров.
Evergreen Line, которая арендует Ever Given, подтвердила, что судно было успешно снято с мели, и сообщила, что будет перемещена и проверена на мореходность.
«Сообщений о загрязнении или повреждении груза не поступало, и первоначальные расследования исключают любой механический отказ или отказ двигателя как причину заземления», - говорится в заявлении Bernhard Schulte Shipmanagement (BSM).
Во время прилива флотилии буксиров удалось вырвать выпуклый нос Ever Given размером с небоскреб с песчаного берега канала, где он прочно стоял с прошлого вторника.
Власти канала проинформировали судоходные агентства, что колонны судов возобновят движение по каналу в обе стороны с 19:00 (17:00 по Гринвичу).
Рэби сказала, что канал был доступен для навигации после того, как Ever Given был освобожден без повреждений.
«Корабль вышел целым, и у него нет проблем. Мы только что исследовали дно и почву Суэцкого канала, и, к счастью, он в порядке и не имеет проблем, и корабли пройдут через него сегодня », - сказал он телеканалу Nile TV.
После перетягивания полностью загруженного судна водоизмещением 220 000 тонн через берег канала спасательная бригада потянула судно к Большому Горькому озеру, широкому участку воды на полпути между северным и южным концом канала, сообщает SCA.
Освобождение судна произошло после того, как земснаряды собрали песок и грязь с носовой части корабля.
«Нехватка времени для завершения этой операции была очевидной и беспрецедентной, - сказал Питер Бердовски, генеральный директор компании Smit Salvage Boskalis, после того, как Ever Given был снят с мели.
Компания сообщила, что было извлечено около 30 тысяч кубометров песка.
Очистить отставание
По словам Раби из SCA, по крайней мере 369 судов ждут, чтобы пройти через канал, в том числе десятки контейнеровозов, балкеров, нефтяных танкеров и судов для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) или сжиженного нефтяного газа (СНГ).
Ранее власти заявили, что смогут ускорить движение конвоев по каналу после освобождения Ever Given. «Мы не будем терять ни секунды», - сказал Раби египетскому государственному телевидению.
Он сказал, что на устранение отставания может уйти от двух с половиной до трех дней, а источник в канале сообщил, что более 100 судов смогут заходить в канал ежедневно. Судоходная группа Maersk заявила, что возможные перебои в глобальных перевозках могут занять недели или месяцы.
По оценкам информационной компании Refinitiv, на устранение отставания по судам может потребоваться более 10 дней. Между тем, десятки судов выбрали альтернативный маршрут вокруг мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки - объезд 5000 км (3100 миль), который добавляет две недели к поездкам и обходится судам в сотни тысяч долларов на топливо и другие расходы.
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, который публично не прокомментировал блокировку, сказал, что Египет положил конец кризису и заверил возобновление торговли через канал.
«Сегодня египтянам удалось положить конец кризису, вызванному брошенным на мель судном в Суэцком канале, несмотря на огромную сложность, окружающую этот процесс», - сказал Эль-Сиси.
Около 15 процентов мирового судоходства проходит через Суэцкий канал, который является важным источником поступлений в иностранной валюте для Египта. Остановка канала обходится каналу в 14-15 миллионов долларов в день.
Тарифы на доставку танкеров для нефтепродуктов почти удвоились после того, как судно застряло, а блокировка нарушила глобальные цепочки поставок, угрожая дорогостоящими задержками для компаний, уже имеющих дело с ограничениями COVID-19.
Maersk был в числе грузоотправителей, перенаправлявших грузы вокруг мыса Доброй Надежды, что добавило до двух недель к поездкам и дополнительным расходам на топливо.