Она сохранила доброе сердце и светлую душу
Нынешние долгожители — это люди, как правило, прошедшие войну, тяжелые потери, испытавшие на себе все тяготы голода и непомерного труда. И именно это заставило их любить жизнь, ценить то, что есть.
Мы с Р. С. Хилязевой, председателем Совета ветеранов, в гостях у жительницы с . Азигулово Ф. Ш. Гамалиевой , встретившей в мае нынешнего года девяностолетний юбилей. Росла она без отца - не вернулся с войны. Мама, Хашига Гиматова, поднимала одна тройку детей. Хоть и тяжела была её доля, но она не унывала, имея волевой характер, избиралась звеньевой, депутатом, председателем ревизионной комиссии, добиваясь определённых успехов. Мешала ей только неграмотность, тут её выручала дочка, помогающая в оформлении различных документов. Окончив семилетку, Фархинур трудилась в колхозе: выращивала огурцы и помидоры, косила, жала серпом колосья, молотила…И, конечно, как все страдала от голода.
Не хлеб, а отруби с крапивой,
С картошкой мёрзлой, с лебедой.
А я была такой красивой,
Такой не в пору молодой.
(Н. Астафьева)
Фархинур ждала с нетерпением окончания войны, где - то на фронтах воевал понравившийся ей паренёк, на которого она обратила внимание, ещё учась в школе. Он окончил офицерское училище и был артиллеристом. Назип вернулся с тяжёлым ранением - не работала правая рука, с трудом передвигались ноги. Но молодую семнадцатилетнюю девушку это обстоятельство не смутило, и она вышла замуж за фронтовика - инвалида. Жить супругам пришлось в маленьком домике с семьёй свекрови Хазяр Ахтямовой, имеющей семь детей. И, хотя характер у мужниной матушки был крут, Фархинур, любившая Назипа, всё вытерпела и ужилась с новыми родственниками. Вместе со свекровью дома выпекали хлебные караваи, которые на тележке отвозили в складские помещения. Этим хлебом кормили трактористов на полеводческом стане. У свекрови Фархинур научилась и прекрасно готовить, особенно удавалась ей выпечка, благодаря чему несколько лет она, будучи поваром в школьной столовой, радовала ребятишек своей стряпнёй. Сама Хазяр обшивала детишек в детском доме, обучив сноху и этому мастерству, да так, что та поработала ещё и швеёй в быткомбинате.
Назип, получив педагогическое образование, преподавал в школе химию, физику, черчение и труды. Он имел прекрасный голос и пел в хоре. А Фархинур увлекалась театром и играла в спектаклях. Вспоминая о муже, пожилая женщина, ласково улыбнувшись, говорит:
- Назипа я любила. Мы с ним родили и воспитали четверых детей. Жаль только, что прожили вместе всего 30 лет. Сейчас у меня 10 внуков и 17 правнуков - большая семья.
Во время нашей беседы в доме находился её сын Р. Н. Гамалиев. С тихой просветлённостью в глазах Раис Назипович рассказал о маме:
- Мама была вечно в работе и заботе, но, несмотря на трудности, имеет жизнерадостный характер. Мы , мальчишки, росли сорванцами, порой хулиганили, а мама даже голос на нас не повышала - любила очень. Она как-то по особенному радовалась каждому нашему достижению: окончили школу, поступили в институт, женились, родили детей….Каждый наш самостоятельный шаг был её заслугой, её гордостью.
Милая седовласая хозяйка хлопочет у плиты, ей важно угостить нас вкусным обедом. Когда праздничный стол накрыт, Римма Садриевна вручает юбилярше подарок с самыми лучшими пожеланиями. Она же с уважением рассказывает и о том, что Фархинур Шаниязовна глубоко верующий человек, читающая молитвы, наставляющая односельчан духовно.
У меня же остались очень тёплые ощущения от встречи с долгожительницей Фархинур Шаниязовной, излучающей такой свет души, о котором сказал в своём стихотворении поэт А. Прокофьев:
Вы прекрасны, женщины России,
Я узнал не из великих книг,
Вы пришли чрез годы вихревые,
Не утратив сердца ни на миг.
Татьяна Костырева
2017 г