Найти тему
Александр Позин

Крестный отец Жеглова и друг Высоцкого | Говорухину - 85.

Оплавляются свечи
На старинный паркет,
И стекает на плечи
Серебро с эполет.
Как в агонии бродит
Золотое вино...
Все былое уходит,–
Что придет – все равно.

Владимир Высоцкий

Сегодня исполнилось бы 85 лет со дня рождения Станислава Говорухина, российского и советского кинорежиссёра.

Станислав Сергеевич Говорухин родился 29 апреля 1936 года. Это произошло ровно 85 лет назад.

Казалось бы, Говорухин и Одесская киностудия - близнецы братья, почти синонимы, вроде и происхождением знаменитый режиссёр должен быть с тех же краёв. Однако же это не так. Он родился в семье в Пермском крае, в семье донского казака, эдакий сплав севера и юга России. Пермский край - земля суровых сибирских мужиков, донское казачество - лихость и горячая мужская кровь. Вот такой коктейль мужских генов и выдал оного из ярчайших представителей мужского начала в нашем кинематографе.

Это отразилось на его увлечениях: альпинизм, трубка, шахматы и бильярд. Это же нашло отражение и в его фильмах, которым его чужда излишняя рефлексия, столь характерная для той эпохи, позднесоветские кино, в которой он преимущественно творил. Это проявилось уже в первом его фильме:

"Вертикаль" (1967)

Так было и остальных. Даже в самом его сложном кино, психологическом триллере "Десять негритят" (1987), герои действует согласно своим характерам, не рефлексируя понапрасну:

Количество мужественных и сильных героев (независимо от того, положительные они или отрицательные), способных на поступок, на единицу киноплёнки у Станислава Говорухина превышает все мыслимые пределы:

Леонид Куравлев в "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" (1972)

Армен Джигарханян, "Белый взрыв" (1969)

Каюров, Егоров, Говорухин, Ерёменко, Ромашин, Ульфсак, Невзоров - целое созвездие в "Маршал революции" (1978)

"Место встречи изменить нельзя" (1979), без комментариев.

Нигматуллин, Вельяминов, Ерёменко в "Пираты XX века" (1979)

"В поисках капитана Гранта" (1985) - лучшие и стильные звезды советского кино.

Ульянов в "Ворошиловский стрелок" (1999)

Под стать в его фильмах и женские персонажи: сильные, смелые, настоящие русские женщины.

Лариса Лужина "Вертикаль"
Лариса Лужина "Вертикаль"

Людмила Гурченко, "Белый взрыв"

Лариса Удовиченко, "Место встречи изменить нельзя".

Елена Сафонова, "Возвращение Баттерфляй"
Елена Сафонова, "Возвращение Баттерфляй"
Тамара Акулова, "В поисках капитана Гранта".
Тамара Акулова, "В поисках капитана Гранта".

Светлана Ходченкова, "Благословите женщину" (2003).

Сейчас не имеет смысла разбирать перестроечные фильмы Говорухина, это долгий разговор, почему наш народ сбрендил в то время, купился на сладкие речи и 80 сортов колбасы. Режиссёр тоже вместе со всеми побрасывал дровишки в костёр, сжигающий наше прошлое и будущее. Но упомянуть эти фильмы всё же стоит, чтобы знать:

  • "Так жить нельзя" (1990)
  • "Россия, которую мы потеряли" (1992)

Но глазомер не подвёл художника, одним из первых он осознал масштабы обмана и трагедии. Вехой на этом пути стала «Великая криминальная революция» (1994) - тяжёлый и горький, местами безысходный фильм.

Во всяком случае он был честен. И в своих последних фильмах он отстаивал честь страны, честь русского солдата, достоинство женщины.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц