Два самостоятельных круга на комбайне песней хлебов звучат до сих пор в душе
От того ли, что выросла в деревне, дороги мне встречи с людьми, живущими землёй и трудом на ней. Есть в них что-то родное, до боли выстраданное и радостью озарённое.
Да и сам я от рождения - мужик,
И крестьянские понятья у меня:
Был бы хлеб, а остальное - набежит,
Были б руки, и - ответит им земля.
(А. Азовский)
Именно так характеризует свою трудовую деятельность фермер С. М. Кузнецов, коренной житель Симинчей. Сергей Михайлович вырос в многодетной семье, где мама одна поднимала шестёрку детей. Судьба распорядилась так, что отец умер за два дня до рождения Серёжи. Помимо своих детей маме, Зое Анатольевне, пришлось взять на себя и малолетних братьев и сестёр мужа, которые остались одни после смерти матери, бабушки Сергея, а было их не много не мало - пятеро. Дедушка погиб на войне. Воевал он в авиачастях техником по вооружению. Чтобы прокормить такую ораву, держали много скотины. Покос находился в шести километрах от села, ходили пешком. Как-то в дождливое лето, было ему лет десять, пришлось сходить на делянку 13 раз. Уже тогда он ловко управлялся литовкой - косили вручную. Помнит Сергей: однажды во время дождя прятались с мамой под баганами. Дождь тянул свою грустную песню, а запах сырого сена волновал душу мальчика. Был он младшим в семье. Старшие братья и сёстры разъехались кто куда: служили в армии, учились, а кто и завёл свои семьи. Ему же пришлось быть при матери и во всём ей помогать. Несмотря на тяжёлую жизнь, мама обладала незлобивым сердцем и по серьёзному отчитала сына лишь однажды, когда застала за курением.
В школьные годы Сергей, серьёзно увлекаясь физикой, посещал кружок "Юный радиотехник", который вёл А. В. Дрокин. Самостоятельно смастерил из дерева и металла модель автомата Калашникова по присланной братом фотографии из армии. Автомат жив и по сей день, имея поразительное сходство с настоящим.
Десятилетний мальчишка испытал неимоверное счастье, когда хлебороб Василий Аркадьевич Некрасов взял его с собой в поле и позволил сесть за руль комбайна, который был без кабины и выполнял только скашивание. Два самостоятельных круга песней хлебов звучат до сих пор в душе мужчины. Когда Сергей окончил семь классов, бригадир Анатолий Петрович Некрасов попросил его поработать на комбайне в уборочную страду. Попал он штурвальным к Виктору Михайловичу Половникову, который всему пацана и обучил. Вот как вспоминает о первых трудовых днях Сергей Михайлович:
-Это непередаваемое чувство, когда комбайн - железная махина- послушен твоим рукам. Получаешь небывалый адреналин. Правда, на первых порах, увлёкшись просторами наступающей пшеницы, склоняющей колосья под жаткой, забывал выгружать солому из копнителя. Был я худеньким, что позволило мне изучить и все внутренности комбайна. Залезал на решётный стан, меняя клавиши соломотряса. А больше гордился тем, что смог протиснуться в подбарабанье, что не каждый комбайнёр сделает. Нравилось мне молотить овёс. Урожайность этой культуры всегда высокая. Я мог намолотить 25 бункеров за смену, а в каждом бункере 15 центнеров зерна.
После девятого класса Сергей, не имея прав, летом уже начал работать в совхозе на тракторе Т-25. Во время сенокоса самостоятельно косил и грёб. А во время уборки зерновых пересел на комбайн. Парни, работающие на полях, в школу приходили не раньше числа двадцатого сентября, чем гордились перед одноклассниками, считая себя уже взрослыми.
Окончив десятилетку, Сергей вместе со своим другом Василием Хабаровым получил в совхозе новенький, с нуля, комбайн "Нива", на котором и работал какое - то время. Затем были водительские курсы от военкомата. Учиться Сергею нравилось. Он с воодушевлением познавал все премудрости вождения, строения автомобилей. В лаборатории СПТУ стояло много различной техники. Каждый день парни разбирали и собирали то коробку, то двигатель, то мосты…От экзаменов Сергей, как один из смышлёных учащихся, был освобождён. Преподаватели доверили ему раздавать для экзаменуемых плакаты с перфокартами, при этом Сергей старался подсказать товарищам.
Служба проходила в Чехословакии. Сергей во всём проявлял смекалку. Ежедневно солдатики вставали в пять утра для расчистки снега лопатами. Сергея удивило: а почему гребём лопатами, если в части есть трактор? Командир взвода тут же и предложил догадливому пареньку сесть за трактор и расчистить снежок, чем потом Сергею и пришлось заниматься, только уже одному. Рассказывая эту историю, Сергей Михайлович добродушно посмеивался: "Инициатива наказуема, со всеми вместе веселее было бы трудиться, да и вставать пришлось раньше ребят, которые теперь могли поспать лишний часок".
Поразило деревенского трудягу и то, что солдаты толкали прицеп руками, пытаясь загнать его в гараж. Он же спокойно сел за руль КамАЗа и запятил. Все удивлялись, где так ловко научился управлять техникой? На что Сергей отвечал: " На тракторе навоз возил с фермы, вот там и наловчился пятить телегу в узкие ворота корпусов".
Интересовала его иностранная техника. На уборке картошки напросился к чеху в кабину трактора, тот с ухмылкой уступил место, мол, попробуй, заведи! Сергей догадался, что чешский ZETOR заведётся только при включении нейтрали. Так и вышло. Чех проникся уважением. Понравились Сергею и немецкие комбайны. Как-то командир роты спросил у Сергея:
"Выбирай, пойдёшь в отпуск или сядешь на новенькую транспортную машину?" Выбрал машину и начал ездить по всей Чехии, доставляя различные грузы. Разметки на дорогах впервые увидел здесь и понял, насколько проще с ними ездить. Получал удовольствие от "зелёных" улиц. В Чехии если ехать с определённой скоростью, соблюдая требования знаков, то будешь беспрепятственно проезжать все светофоры.
Отслужив, Сергей Михайлович вернулся в Симинчи. Опять же, мужчина с улыбкой рассказывает: "Выйдешь на улицу - ни души! Поговорить и то не с кем - все делом заняты. Вот и пришлось отдыха себе не выдумывать, а сразу в поле, там хоть люди. Принял трактор МТЗ - 80. Вносил удобрения, сеял. За сезон мог засеять 400 гектаров, а некоторые механизаторы и на больших агрегатах такую норму не выполняли. Был передовиком.
После развала совхоза в 2003 году, он и трое его товарищей: А. Г. Некрасов, Н. Л. Чураков, Г. В. Уткин организовали бригаду, которая обрабатывала 150 гектаров земли и выращивала зерновые. В засушливое лето 2010 года урожай не собрали, накопив порядочные долги. Бригада распалась. И лишь Сергей Михайлович упорно оставался на земле. Он говорит:
- Не могу я без земли! Ведь не зря говорят, что если выберешь работу по душе, то всю жизнь работать не будешь. Вот, видимо, и получаю удовольствие, вставшее мне в трудовые мозоли.
Эту рожь ты посеял, и голос её-
это песня твоя.
И малиновый говор твоих клеверов-
не твоя ли поэма?
Это звонкая песня мозолей твоих-
ты узнал этот голос?
(Н. Тряпкин)
Сергей Михайлович выращивает овёс и пшеницу. Урожайность составляет от семи до двадцати центнеров. Зерно реализует фермерам - животноводам, коневодам. Клевер идёт на сено. Особенно трудно в дождливое лето, когда влажность высокая. Сушилки у фермера нет, и приходится зерно лопатить - перекидывать с места на место. От комбайна зерно вывозит с поля Михаил Васильевич Овчинников.
Сергей Михайлович сетует на то, что комбайн, которому более 30 лет, уже разваливается, с трудом удалось выдержать эту уборочную страду - зерно, буквально, проходит насквозь и сыплется на землю. Но фермер не отчаивается: "Где наша не пропадала!" И очень хочется, чтобы всё у этого земледельца получилось!
У моего героя славная семья. Жена, Ольга Ивановна, работает поваром в детском саду. А сначала, она, ещё молоденькая девчонка, развозила обеды на совхозные поля. И там - то и завладела сердцем Сергея. У супругов двое сыновей. Андрей служит в танковых войсках по контракту, Михаил - компьютерщик.
В свободное от трудов время Сергей Михайлович занимается моделированием. У него огромная коллекция моделей различной техники: военной, сельскохозяйственной, легковых автомобилей…..Увлечение началось с игрушечного трактора, который он привёз из Чехии. Затем начал скупать журналы со схемами и клеить модели. Коллекция, действительно, потрясающая. Мне особенно понравились автомобили и трактора советского периода. Словно настоящие, пришедшие из моего детства, очень натуралистичные, только маленького размера.
Удивительно то, как мозолистые крестьянские руки ловко справляются с такой миниатюрной работой, видимо, за что не возьмётся человек с любовью, всё получается хорошо. А значит и сама его жизнь не напрасна.
Татьяна Костырева
2017 г