Я уже писала о возможностях пересказа: если пересказывать весьма кратко, то каждый выберет для себя то важное, что его "зацепило" в книге. Причем, замечаю, что с годами акценты меняются. Итак, что же это за книга?
Книга неоднозначная, но уже давно введённая в школьную программу.
Это "Кладовая солнца" Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954), писателя, о котором М. Горький сказал: "Вот у кого языку поучиться надо - волшебник". Пришвин не просто "живописатель" русской природы, он ее голос.
Сказка-быль (авторское определение жанра) написана и опубликована в 1945 году.
Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. Брат и сестра Митраша и Настя осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на войне. Дети живут в селе около Блудова болота, в районе города Переяславля-Залесского. Сначала детям помогают ухаживать за скотиной (корова, коза, овцы, куры) и управляться по дому соседи и дальние родственники, но "очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо". Девочке двенадцать , а мальчику десять с хвостиком. Девочка управляется по хозяйству, мальчик мастерит деревянную посуду, шайки, лохани, бочки (бондарскому делу научился от отца), помимо живности у них огород, а ещё общественные работы в колхозе, учеба в школе. ( Примерим ситуацию на сегодняшних младших подростков!) Дети живут очень небогато (достаточно прочитать описание сборов за клюквой).
Время действия - весна, ещё лежит снег, но на болоте его уже почти нет, там теплее. И дети отправляются за клюквой (после зимы она слаще). Им хочется отыскать заповедное место, котором рассказывал отец, где клюква такая, что лучше и не бывает. У Митраши с собой компас, ружье, патроны к нему. У Насти корзина для клюквы, запас еды.
Описание событий, связанных с детьми, перемежается картинами природы (тетерева, старушки ель и сосна, описание болота и т.п.), и это не только добрые зарисовки, есть и описание гадюки на пне, и матёрого волка Серого помещика.
По дороге дети поссорились: решали, по какой тропинке идти. Настя хотела пойти там, где все люди ходят ("Что ж мы умнее всех?"), а Митраша предлагал по едва заметной тропке идти строго на север, как рассказывал отец. Дети разошлись в разные стороны, но не знали, что тропинки сходятся. Настя нашла заветное место и так увлеклась сбором клюквы, что забыла о брате. Крики мальчика ветер относил в другую сторону. А Митраша попал в болото, сошел с тропы и погиб бы, если бы рядом не оказалась собака Травка, которая раньше жила у лесника Антипыча,а после его смерти все ждала хозяина. Сметливый Митраша подозвал собаку к себе в болото, потом схватился неожиданно за заднюю лапу, вырываясь, Травка вытащила из трясины Митраша, и тот смог выползти из болота. Это очень кратко, текст гораздо напряжённее.
Выбравшись, Митраша увидел, что собака гонит зайца и понял, что если он этого зайца не добудет, то может погибнуть. Но на этого же зайца охотился и волк -гроза окрестностей. "Увидев серую морду от себя в пяти каких-то шагах, Митраша забыл о зайце и выстрелил почти в упор". (Десятилетний мальчик!)
Звук выстрела помог Насте определить, в какой стороне Митраша. Дети встретились, и переночевав в лесу, благополучно вернулись домой, где взволнованные соседи собирались искать детей.
Позже всю собранную клюкву Настя отдала в детдом эвакуированных ленинградцев для больных детей. Она очень корила себя за жадность (собирая клюкву, она думала только о том, как побольше набрать, а о брате не вспомнила).
Дальше автор вскользь говорит, что за два последних года войны Митраша подрос и из него вышел парень хоть куда.
А почему же "Кладовая солнца"? Об этом говорится в последнем абзаце. Рассказчик - разведчик болотных богатств. С самого начала войны готовились добывать из болота (кладовая) торф - источник горючего. (солнце).
Книга Пришвина о доброте, любви, единении человека и природы. Многое в ней современному ребенку не будет понятно сразу, но уроки, которые он из книги извлечёт, несомненно полезны.