Вот уже примерно двадцать лет прошло с тех пор как компьютерные игры массово вошли в нашу жизнь. Конечно, в игры играли и до этого, но именно массово они ворвались в быт обычных людей именно двадцать лет назад.
Были ли игры раньше лучше чем сейчас или нет – всё ещё открытый вопрос. Но тема для другой статьи. В этой же вспомним саму культуру гейминга, какой она была в России и как сам я впервые столкнулся с этим понятием «геймер».
Игровые приставки
Если не говорить об одиночной игре на приставке дома, то первое моё столкновение с геймерской культурой произошло в, так называемом, сега-клубе. Это был маленький клуб, расположенный в коридоре местного кинотеатра между гардеробом и кассиршей, продававшей билеты в кино. Это был довольно тёмный коридорчик, вдоль стены которого стоял длинный стол, на котором и располагались телевизоры с приставками Сега.
Клуб всегда был полон детей. Полон детей и звуков из игры «Mortal Kombat 3». По понятным причинам именно эта игра была наиболее популярна у геймеров того времени. А культура гейминга состояла по большей части из легенд о каких-нибудь секретных уровнях, тетрадок с копирками из любимых игр и, разумеется, наклейки из жувачек по рублю.
Игроманский стандарт
Позже в каждом доме начали плодиться компьютеры. А крутость всего твоего системного блока определялась тем, какой «Пентиум» у тебя стоит. Самыми распространёнными были либо «Пентиум 2», который тянул самые старые игры, либо же «Пентиум 4», который был способен запускать самые новые игрушки. Людей с «Пентиум 3» я как-то даже и не знал.
И не смотря на наличие в то время таких культовых игр как «Diablo II», «Doom 3», «Quake 3: Arena», «GTA Vice City» и многих других, культура гейминга как-то особо не спешила формироваться.
И как-то уж так получилось, что сосредоточение геймерской культуры оказалось в одном единственном журнале. И журналом тем была «Игромания».
Мне стоит упомянуть, что в те времена ещё не было такого интернета какой есть сегодня. Это был ужасно дорогой и очень медленный интернет. Возможности загуглить какие там игры сейчас разрабатываются, когда там выйдет интересующая вас игра, или по быстрому посмотреть коды к игре или что-либо ещё, без чего сегодня мир кажется невозможным, в те времена было просто невозможно.
Сервером нашего "интернета" стал ежемесячный журнал «Игромания». Были и другие такие как «Навигатор игрового мира», «Страна игр», «Game.exe» и другие, но лидерство заняла Игромания.
В Игромании было абсолютно всё, что нужно геймеру того времени. Так как игры выходили на дисках, то доставить патчи до игроков было проблемой для разработчиков. И эту проблему взяла на себя игромания. На прилагаемом к журналу диске игромания содержала все патчи как для самых новых игр, так и для устаревших, но не потерявших своей актуальности.
В разделе диска «Игровая зона» содержались десятки, а то и свыше сотни дополнений и модификаций для разных игр. Меня же особенно радовали дополнения для The Elder Scrolls IV: Oblivion. Бывали мелкие дополнения, добавляющие в игру новый домик с одним квестом и парочкой новых оружий, рас и предметов одежды. А бывали и большие дополнения, которые сегодня могли бы назвать качественным DLC.
Частенько на страницах журнала можно было узнать о геймерской терминологии, а позже и о терминологии MMORPG. Различные советы по прохождению игр, первый взгляд на игры, рецензии, оценки, различные рейтинги и топы, дневники игры и многое многое другое. Меня же особо радовала рубрика «Игрострой», в которой нас учили как создавать трёхмерные модели, как правильно текстурировать, как создавать модификации и дополнения к разным играм. Лично я набил руку в создании модов для вышеупомянутого Oblivion и Quake 4.
Кто меня регулярно читает, наверное заметили, что у меня есть рубрика «Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад?». Так вот это навеяно аналогичной рубрикой игромании «Машина времени».
Под конец номера журнала, у Игромании была рубрика «Игромания Почта», в которой публиковались письма от читателей будь то вопрос, пожелание, или даже высказывание. И редакторы давали свой ответ или комментарий на это. Я кстати тоже однажды писал в редакцию вопрос, который опубликовали в журнале. Это было очень здорово. Надо будет как-нибудь найти этот номер...
Геймерский мерч
Весь геймерский мерч ограничивался плакатами на стене и опять-таки наклейками. Никаких тебе фигурок, коллекций лицензионных коробочек с дисками, одежды с символиками из любимых игр и прочего такого.
Нет, конечно коробочки с играми собирали, но это было прагматично. Лишь для того, что бы игру можно было вновь установить и поиграть. Это не были коллекции.
Геймерская культура сегодня
Раньше трава всегда была зеленее. Это всем известно! 😁 А что можно сказать о современной геймерской культуре?
Тут уже всё не так однозначно. С одной стороны культура ударилась в казуал, что понизило порог входа в эту самую культуру для непричастных. Да и мерч по играм стал обычным делом, и можно спокойно дарить качественную фигурку из какой-либо интересной игры даже на день рождения. И ведь казалось бы, чем больше народу тем веселее!
Но у всего есть обратная сторона. В индустрию прорвались люди, которым больше важны не новости по играм, а те кто их рассказывает. Не то как интересно сделаны аспекты и механики игры, а то что о них думает определенная личность. Порой это доходит до того, что человеку новая игра вроде понравилась! В комментариях спрашивает блогера "Вот вышла новая игра, вроде интересная. Что о ней думаешь?", на что блогер отвечает, что "Знаешь, я не играл особо, но вот мне кажется, что это гамно потому, что...". И после этого игра уже и не кажется такой уж интересной...
Печальная судьба Игромании
Игромания уже закрылась, так как теперь есть интернет. Ну, игромания сказала, что они лишь прекращают выпуск журнала, но продолжат вещать в сети. На деле же это просто лажа. Разумеется, нельзя просто взять и выбросить раскрученный брэнд, который ещё может торговать рекламой. И теперь вместо печатного издания, пропитанного стараниями и духом игрового мира мы имеем просто сайт, на котором может публиковаться всякий умеющий грамотно писать.
Вместо экспертных мнений мы теперь имеем просто новости "Близзард объявили о ремейке Diablo II" с банальным пересказом того, что написано на самом сайте близов. Без каких либо экспертиз, без каких-либо ожиданий. Сухие новости.
Но зато на каждую сухую новость имеется десяток подборок сочных косплеерш! Ну что ещё нужно юным геймерам как не доек и стройных ножек? Зачем вам знать что-то об игростроении, когда есть такие мясистые косплеерши?
А что сотворили с видеоманией? Ну конечно, ещё парочка доек! Вы не подумайте, женщин мы очень любим и ценим, но не тогда, когда внимание намеренно пытаются привлечь исключительно женщинами (при чем там, где это не уместно таким способом).
Как это отражается на культуре
Для тех кто не понял к какому видео это комментарии, посмотрите на предыдущее изображение. Отмечу, что видеоролик начинается с новостей о S.T.A.L.K.E.R. 2, что уже сулило бы бурное обсуждение именно по теме этой игры. Но так было бы раньше. Сегодня же комментарии вы видите сами какие. Сплошная похабщина. Особенно меня насторожил первый комментарий, у имени которого стоит галочка... Ну и последующие несколько сотен комментариев в том же духе. И лишь единицы пишут по теме игр.
Везде ли такая ситуация? Нет не везде, но то, то на территории передовика игровой культуры творится вот такое – уже о многом говорит.
Послесловие
А вообще, знаете, не правильно я поступил написав эту статью. Слишком необъятную тему я взял и не успел рассказать даже десятой части того, что хотел изначально. Поэтому объявляю серию публикаций об отдельных аспектах того как было раньше в геймерской культуре со сравнением как стало теперь. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить ничего интересного!
#игромания #pc игры #страна игр #ностальгия по нулевым #геймерши #косплей девушки