30 марта 2021 года исполняется 40 лет со дня поступления в коллекцию Российского национального музея музыки рояля фирмы «Г.Г. Лихтенталь». Инструмент был приобретён Музеем музыки в 1981 году через комиссионный магазин у сотрудника МХАТа. Концертный рояль , длина которого достигает почти два с половиной метра , был изготовлен в Санкт-Петербурге в период с 1840-го по 1854-ый год. Инструмент поражает роскошным и изысканным дизайном: корпус офанерован розовым деревом и другими ценными породами дерева в виде художественных композиций из бабочек, птиц, музыкальных инструментов, букетов роз, растительного орнамента. Поистине королевский дизайн!
Основатель фабрики , фортепианный мастер Генрих Герман Лихтенталь, приехал в Россию из Бельгии. Он ликвидировал свою фабрику в Брюсселе, разорившись во время революции 1830 года. Спустя некоторое время он переселился в Петербург , где в 1840 году основал небольшую фортепианную фабрику на Фонтанке. Фабрика просуществовала недолго — всего 14 лет. Генрих Лихтенталь умер в 1854 году.
Несмотря на кратковременность пребывания в Петербурге, Лихтенталь оказал на петербургское фортепианное строительство большое влияние, ведь он был инициатором многих полезных нововведений. Об инструментах Генриха Лихтенталя заговорили уже в середине 1840-х годов. Величайший пианист XIX столетия Ференц Лист, приехав в Россию в 1842 году (а также в 1848), первым указал российской публике на достоинство роялей фабрики «Г.Г. Лихтенталь». Отправляясь из Парижа в Мадрид , Лист вёз с собой один из роялей Лихтенталя, не надеясь найти там инструмент этой фирмы.
Изобретательный мастер построил в 1830-е – 1840-е годы большое количество своеобразных инструментов: смычковый клавир, комбинацию смычкового клавира и фортепиано (запатентовано в 1843 году), «квадратный флигель», «империал-флигель» с перекрёстными струнами, отличавшийся от современных ему инструментов силой звука. В 1851 году Генрих Лихтенталь представил на всемирной выставке в Лондоне рояль с перекрёстными струнами и рояль с двумя резонансными деками. Генрих Лихтенталь был первым среди петербургских фортепианных мастеров, устанавливавших в инструментах перекрёстные струны. Сохранившиеся до настоящего времени инструменты Лихтенталя представляют большую редкость.
По устным рассказам одного из последних владельцев рояля, этот роскошный по дизайну инструмент ранее принадлежал авторитетнейшему российскому историку, учёному мирового масштаба , академику АН СССР Евгению Викторовичу Та́рле . Его фундаментальные труды по истории Франции, России, Италии, изданные в 12-ти томах , составляют и по сей день гордость отечественной исторической науки. Наибольшую известность имеет его монография «Наполеон», написанная блестящим литературным языком. Она остаётся до сих пор одной из наиболее популярных работ о Наполеоне.
Концертный рояль фирмы «Г.Г. Лихтенталь» вот уже 40 лет украшает постоянную экспозицию «Музыкальные инструменты народов мира».