Найти тему
Frontier KIT

Х шагов, которые заставят ребенка учиться и успевать в школе

Оглавление

Умение учиться - важнейший навык для жизни в 21 веке. Мир стремительно меняется, и людям придется осваивать множество новых навыков, применять знания из областей, которые пока не открыты. Но что делать, если ваш ребенок не готов штурмовать даже школьную программу? Как быть, если он отказывается делать домашку, а на уроках ловит ворон? О каких навыках будущего может идти речь, если проблемы возникают с простейшими арифметическими действиями и чтением “Повестей Белкина”?

Исследования психологии человека и наш педагогический опыт говорят, что все возможно. С каждым ребенком можно достичь прогресса и создать вокруг него такую среду, что учеба превратится из муки, если не в удовольствие, то хотя бы в осмысленное занятие.

Мы собрали самые важные принципы, которые помогут школьнику пробудить интерес к знаниям и встать в позицию: “Мне это по силам”.

Сформируйте установку на рост

Автор понятия “установка на рост” - Стэнфордский профессор Кэрол Дуэк. Она заметила: дети, уверенные, что способности человеку даны от природы, учатся хуже, чем дети, уверенные, что опыт помогает им расти.

Что с этим делать на практике:

  • Отмечайте не качества ребенка, а его старания. Не “Ты у меня такой умный!”, а “Ты вложил много усилий в эту работу”.
  • Говорите о том, что трудные задачи делают человека умнее и сильнее, даже если порой он терпит неудачу. “Да, твой аэроплан не взлетел. Но ты получил полезный опыт и увидел, где ошибка”.
  • Хвалите за попытки. “Ты пытался! Чтобы не бросать попытки нужны смелость и упорство. Я тобой горжусь”.

Выведите обучение за границы школьного класса

-2

Если учеба ассоциируется у человека только с классом, где учительница говорит что-то по учебнику, вряд ли он будет испытывать прилив сил, слыша о радостях познания. Покажите, что весь мир - пространство для изучения.

Что с этим делать на практике:

  • Читайте вслух и обсуждайте прочитанное. Попросите в библиотеке современные книги про героев, чьи проблемы близки вашему ребенку. Пусть он знает, что литература имеет отношение лично к нему, а не только к каким-то ребятам из 19 века под гнетом крепостничества.
  • Смотрите научно-популярные ролики и проводите несложные эксперименты дома. Даже во время готовки можно препарировать курицу, изучать проросшую картошку или наблюдать превращение воды в пар.
  • Покажите пример и заразите энтузиазмом. Приобщите младшего к тому, чем вам самим интересно заниматься. Смотреть на звезды в подзорную трубу, рассчитывать угол удара в бильярде, вести лингвистические беседы в сети...

Предоставьте ребенку самому контролировать процесс

Занятия, которыми ты сам никак не управляешь, не приносят радости. Часто школьное обучение становится унылой отработкой навязанных кем-то другим тем, в том темпе, в котором велели и единственно правильным, не выбранным ребенком способом. Чтобы сделать образование осознанным, человек должен что-то в нем решать самостоятельно. Нам вообще приносит радость часто лишь то, что мы выбираем сами.

Что с этим делать на практике:

  • Предложите ребенку выбрать учебные цели самостоятельно. Пусть цели будут касаться лишь нескольких предметов, но они будут важны для него. Научиться играть на гитаре песню “Imagine Dragons”, написать и опубликовать в своем блоге 5 отзывов на комиксы, собрать радиоприемник…
  • Если речь о школьных задачах, обсудите в каком формате ребенку удобнее заниматься: по чуть-чуть каждый день или запоем в выходные, сидя за компьютером или в своем домике под столом, вместе с другими ребятами на продленке, в коворкинге или в гордом одиночестве.
  • Расставьте приоритеты, не пытайтесь угнаться за всеми зайцами сразу. Дайте ребенку право выражать свое отношение к предметам. Он имеет право ненавидеть геометрию и не испытывать трепета от “Бородина”. Позвольте искренне делиться с вами мнением. И не давите, пусть младший делает скучные предметы левой пяткой.

Найдите сферу интереса ребенка и поощряйте самообучение

Ни один даже самый талантливый педагог не может впихнуть человеку в голову знания. Педагоги предлагают разную деятельности в надежде пробудить интерес ученика. Как только этот интерес зажегся, все - можно ехать, человек будет брать нужную информацию отовсюду, а знания будут расти как снежный ком. Родитель лучше всякого педагога знает ребенка и видит, что его уже интересует. Это мощная возможность для развития.

Что с этим делать на практике:

  • Сместите фокус с успехов ребенка в школе на содержание. Не “Что ты сегодня получил?”, а “Что тебе показалось в учебнике самым странным/удивительным/веселым?”
  • Помогайте развить интерес. Видя, что человек без ума от подводных лодок или динозавров, помогите найти информацию о них, сводите в музей или пригласите в гости знакомого подводника-палеонтолога.
  • Привяжите сферу интересов ребенка к другим областям знания: понимая, отчего вымерли динозавры и как подлодки ведут себя подо льдом, мы формируем системное мышление. Объясните, как будут полезны география и анатомия, коль уж мы углубились в любимую тему.
  • Не ругайте, если человек сидит над глупым мультиком, вместо того чтобы штурмовать справочник. Возможно, справочник не по возрасту и есть смысл поискать легкие детские энциклопедии и простые аудиоистории. Здесь важно, что человек сам увлекся чем-то и захотел изучить подходящий контент.

Попробуйте разные стили обучения

-3

Некоторым детям не подходит сидение за партой, но это не значит, что они не учатся. Предложите другие образовательные форматы: музейные экскурсии, походы с экспериментами на природе, игровое образование. В современной педагогике считается, что игра - мощнейший инструмент обучения. Нужно только найти свою.

Что с этим делать на практике:

  • Играйте в настолки. Они позволяют понять, что именно включает ребенка (конкуренция, исследование, набор достижений), а заодно прокачивают внимание и концентрацию.
  • Изучите рынок доп.образования: ролевые игры, встречи читательских клубов онлайн и кружки юных инженеров сильно расширяют горизонты.
  • Попробуйте изучить компьютерные игры: откажитесь от простых казуальных игрушек в телефоне, и попробуйте вместе освоить, например, большие исторические стратегии. Они дадут пищу для сложных разговоров не на один вечер.

Инна Прибора, педагог словесности, разработчик игровых решений для людей 7-17 лет c 2016 года

Дополнительно: