компьютерная игра в жанре шутера от первого лица с элементами RPG и survival horror , разработанная и выпущенная украинской компанией GSC Game World для Microsoft Windows в 2007 году. За пределами СНГ издателем выступила американская компания THQ . Действие игры происходит в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС . Игра заимствует ряд терминов и образов из повести братьев Стругацких «Пикник на обочине » и основанного на ней фильма Андрея Тарковского «Сталкер »; многие уровни игры были созданы на основе фотографий и документальных съёмок, сделанных на реальной Чернобыльской АЭС и в окрестностях. В соответствии с сюжетом игры, в результате новой катастрофы вокруг электростанции появились опасные «аномалии» и мутанты, а также чудесные «артефакты». В Зоне действуют «сталкеры» — авантюристы, наёмники и охотники за артефактами, как одиночки, так и целые вооружённые группировки; главный герой игры Меченый — один из таких сталкеров, потерявший память и пытающийся на пути вглубь Зоны выяснить, что с ним произошло.
«Тень Чернобыля» создавалась как игра с открытым миром ; разработчики намеревались поместить игрока в живущую собственной жизнью экосистему , в которой игровые ситуации возникали бы в результате случайного взаимодействия разных составляющих. Игра была выпущена после длительного и затруднённого периода разработки; многие амбициозные, но трудновыполнимые замыслы были со временем отброшены[⇨] . Будучи шутером от первого лица , игра также включает в себя элементы, более характерные для компьютерных ролевых игр , в том числе общение с неигровыми персонажами , а также для жанра survival horror , нередко пытаясь внушить игроку чувство страха и тревоги.
Игра получила высокие оценки критиков: обозреватели особо отмечали проработанный мир игры и увлекательный геймплей, хотя и указывали на большое количество технических проблем и сетовали на невыполненные обещания разработчиков. «Тень Чернобыля» также оказалась коммерчески успешной — по всему миру было продано свыше двух миллионов копий игры. В 2008 году GSC Game World выпустила в серии игр S.T.A.L.K.E.R. игру-приквел «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо », а в 2009 — сиквел «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти »; в разработке находится игра S.T.A.L.K.E.R. 2 . В странах постсоветского пространства игра и её продолжения приобрели культовый статус с появлением сплочённых групп поклонников: было создано большое количество книг , объединённых общим вымышленным миром игры, и пользовательских модификаций ; проводились разного рода фестивальные мероприятия и ролевые игры . Популярность «Тени Чернобыля» также подстегнула интерес к реальной Чернобыльской АЭС и индустриальному туризму .