Молодая и энергичная Любовь Викторовна Попова, работавшая завхозом, с утра пораньше пулей влетела в кабинет директора школы, пожилой и рассудительной, Александры Ивановны Рощиной.
- Александра Ивановна! Я нашла для школы настоящего электрика! Золотые руки! Ноль от фазы отличает! Да с таким работником мы и днём с огнём будем! Вот – посмотрите его трудовую книжку. А я пока пойду техничкам дам распоряжение…
Через полчаса наша Любовь снова забежала к директрисе. Александра Ивановна преподавала математику, отличалась аналитическим умом и железным характером. Её трудно было вывести из себя. Но на этот раз она сидела в своём кресле вся красная. Она потрясла трудовой книжкой Анатолия Петровича Розова ( так звали электрика) и воскликнула:
- Люба! Ну, кого ты предлагаешь?! Я внимательно посмотрела записи. Его три (!) раза увольняли за пьянство в рабочее время! По 33 статье!!! Нам такие работники не нужны!..
Она отвернулась демонстративно к окну, давая понять, что разговор закончен. Но Любовь Викторовна с жаром парировала:
- Да! Действительно три раза увольняли, но четыре раза (!) принимали вновь. Промежуток между увольнением и приёмом в среднем составлял 2 – 3 дня. Я же говорю – незаменимый и безотказный человек!
В конечном итоге наш завхоз убедила директора принять Петровича на работу с испытательным сроком. Да и встреча с ним произвела на Александру Ивановну благоприятное впечатление – опрятный, располагающий к себе мужчина.
Вы знаете, а Петрович прижился в школе. Нет, выпивать он не бросил. Бывало, что так и засыпал в своей тесной мастерской прямо на столе с верстаком. А однажды произошёл вообще анекдотичный случай. Перед Новым Годом Петрович подцепил к красавице – ёлке всю электрику. Да с устатку выпил прямо в спортивном зале, где должен был состояться утренник, бутылочку красненького. Когда пришли дети, то они увидели следующую картину. Ёлка радостно сверкала разноцветными огоньками, медленно и величаво крутилась вокруг своей оси, и тут же водил хоровод сам с собою наш Петрович и громко пел песенку про маленькую ёлочку, которой холодно зимой. В тот раз электрик чуть было не лишился должности. Директриса метала громы и молнии! И лишь заступничество Любы помогло Петровичу удержаться на работе.
Вообще человек он добрый, отзывчивый, мастеровой, кстати некурящий! Но любил и любит выпить! «Пей да дело разумей!» - это как раз про него. Он с одинаковым успехом исполнял обязанности и сантехника, и столяра – плотника (сколько парт починил!), и электрика. Не считаясь со временем, Петрович устранял потопы, чинил старую проводку, вставлял замки в ветхие двери старой школы. Сколько раз Любовь Викторовна звонила в его законные выходные: «Петрович, миленький, опять срочно твоя помощь требуется!» И тут же слышала в ответ: «Сейчас, Любонька, прибегу! Вот только Тамаре помогу по хозяйству…» Жена Тамара Дмитриевна часто прибаливала, Петрович относился к супруге трепетно и нежно, становился шёлковым под её строгим взглядом. Домик у них ухоженный, чувствовалась во всём хозяйская рука. А какое замечательное сало в рассоле у Анатолия Петровича получается! Сам ходил и ходит на рынок и по магазинам.
Годы быстро пролетели! Так до пенсии и проработал Петрович в школе. В честь юбиляра накрыли стол. Звучали речи, все желали А. П. Розову здоровья ещё на многие годы. Всех очень удивила директриса. Александра Ивановна вручила «виновнику торжества» ценный подарок и неожиданно для всех… расплакалась: «Петрович, ты, если что, то забегай, не стесняйся! А может, не будешь уходить, ещё поработаешь?» Вот такое внимательное и чуткое было отношение к ветеранам!
А дружба завхоза с электриком (несмотря на большую разницу в возрасте) продолжается и до сей поры. Люба нет – нет да и забежит к Анатолию с Тамарой на огонёк. Как она верно тогда определила полезную сущность этого скромного и порядочного Человека! Трудовая книжка – это для бюрократов! Лишь живое общение помогает понять и оценить людей. Хотя именно по записям в книжке она вычислила спеца. Его вынужденное увольнение длилось, как я уже говорил, два – три дня. Потом к нему срочно посылали гонца со словами: «Петрович, возвращайся!»
Сергей Писатель.