Найти в Дзене
Кино и книги

"Правда, рассказанная фронтовиком": 3 забытых экранизации повестей Василя Быкова о Великой Отечественной войне

Оглавление

Повести о войне, написанные ее участниками, правдивый, но сложный материал для экранизации. Одним из таких авторов был писатель-фронтовик Василь Быков. Широко известна картина "Восхождение" режиссера Ларисы Шепитько по его повести "Сотников", но есть и другие достойные внимания фильмы по произведениям Быкова, о которых редко вспоминают.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Третья ракета" 1963 г. Беларусьфильм

Кружит в белорусском небе аист, спят в окопе шестеро бойцов - расчет артиллерийского орудия , 45-миллиметровой пушки, но спать им недолго.

Командир орудия старший сержант Маркел Иванович Желтых гоняет вверенных ему солдат, чтоб не расслаблялись: чистить снаряды, заполнять карточки ПТО, потому что бой бывает не каждый день, а вот рутинная работа занимает большую часть фронтового времени.

Солдаты очень разные. Самый надежный - старательный якут Петров. Остальные: разжалованный лейтенант Лукьянов, побывавший в плену и в штрафбате, мрачный Кривенок, которому, словно с учетом фамилии, достался кривой шрам, изуродовавший лицо, ловкач и бабник Задорожный и бывший учитель Лозняк, чей рассказ ведет нас по сюжету.

Вся молодежь в той или иной степени неравнодушна к красивой санитарке Люсе, которая приносит им почту.

Расчет стоит здесь три дня и на чиркающие по брустверу окопа случайные пули никто не обращает внимания - это тоже рутина, но все когда-нибудь кончается. Комбат приказывает выдвинуть орудие к дороге и не пропускать немецкие танки, держаться до следующего приказа.

Снова рыть окопы и ворочать тяжелую пушку, но все это ничто по сравнению с боем, когда каждый момент решает кем умереть или кем остаться жить. Два дня и одну ночь они будут выполнять приказ и это время раскроет в каждом его истинную суть: кто готов на самопожертвование, а кто на предательство.

Кадр из фильма "Третья ракета". Сержант Желтых получает приказ от комбата.
Кадр из фильма "Третья ракета". Сержант Желтых получает приказ от комбата.

Картина напоминает военные стихи младшего лейтенанта Михаила Кульчицкого: "Война - совсем не фейерверк, а просто - трудная работа..." Фронтовой быт и взаимоотношения отражены в большей части фильма: труд, терпение, ожидание, товарищи, заменяющие тебе друзей и семью. Влюбленность, рождающаяся из тоски по красоте и мирной жизни.

А потом напряжение боя требует немедленных решений и действий и некогда прикидывать, что о тебе подумают, обнажается все, что ты не знал о себе и других, говорится перед смертью то, о чем в другое время молчат.

Некоторые считают, что фильм затянут, но, думаю, он и снимался так, чтобы передать ощущение времени на войне, большая часть которого проходит в ожидании писем, обеда, нового приказа и перемежается лихорадкой боя.
Характер и душевные переживания каждого персонажа раскрыты в актерских работах Станислава Любшина (Лозняк), Георгия Жженова (Желтых), Спартака Федотова (Петров), Игоря Комарова (Лукьянов), Юрия Дубровина (Кривенок), Леонида Давыдова-Субоч (Задорожный).

"Круглянский мост" 1989 г. Беларусьфильм

Ноябрь 1942 г. Белоруссия. Степка Толкач - восемнадцатилетний партизан, неудачливый и озлобленный. По ряду случайностей, на первом задании он отстал от группы и вернулся на сутки позже, что бросило на него тень подозрения. Оно не подтвердилось, а немецким шпионом по-прежнему дразнят и на диверсии не берут.

Работает Степка при кухне - обидно. Потому парень и ухватился за предложение Маслакова, командира группы, направленной взорвать деревянный мост у деревни Кругляны.

Кадр из фильма "Круглянский мост". Степка и Маслаков.
Кадр из фильма "Круглянский мост". Степка и Маслаков.

Кроме уважаемого Степкой, справедливого Маслакова идут проштрафившийся пожилой Данила и кадровый военный Бритвин. Степка потом огрызнется, что если б знал про них - не пошел бы. Этот юный партизан хорошо разбирается в людях.

Трения между Маслаковым и Бритвиным не просто борьба за первенство, а разное отношение к людям. Маслаков их защищает, а Бритвин рационально использует и для выполнения задания, и для собственного продвижения.

Жадноватый конформист Данила - всегда на стороне победителя, а вот резкий и бескомпромиссный Толкач из тех, кого не подкупишь и не запугаешь. Взрыв круглянского моста обойдется в несколько человеческих жизней и перейдет в смертельно опасный конфликт между оставшимися в живых.

В фильме прежде всего бросается в глаза натуральность постановки. Грязная, промозглая осень, полудикая, полуголодная жизнь партизанского отряда и контрастирующие с ней бодрые речи о партизанском движении, звучащие из радиорупора.
В лесу легко натолкнуться на одинокие могилы товарищей и чьи-то неприбранные кости. Ценность каждой вещи: сапог, зажигалки, спичек, даже найденной в лесу пилотки и командирской звездочки безмерно возрастает. Белорусская речь части героев добавляет убедительности.
Основное достоинство картины - психологический драматизм, накаляющийся до взрывного конфликта в финале и переходящий в тревожную неопределенность за судьбу героя. Актерская игра на высоком уровне, но больше всего запоминается сам Степан (Александр Кукареко).

"Дожить до рассвета" 1975 г. Ленфильм

Ноябрь 1941 г. Идет наступление немцев на Москву. Лейтенант Ивановский, выводя из окружения остатки батареи, сталкивается с группой разведчиков под командованием капитана Волоха. Группы объединяются и совершают диверсию на железной дороге.

На обратном пути они обнаруживают немецкую базу, где хранятся артиллерийские снаряды и пытаются взорвать ее, но охрана бдительна и попытка срывается. При этом погибает капитан разведчиков.

Добравшись до своих, Ивановский докладывает командованию о базе. Лишить противника снарядов, значит задержать наступление на этом участке фронта. Ему дают группу диверсантов, которые должны пройти до рассвета 40 километров на лыжах и подобраться к объекту под прикрытием темноты.

Кадр из фильма "Дожить до рассвета". Лейтенант Ивановский получает задание.
Кадр из фильма "Дожить до рассвета". Лейтенант Ивановский получает задание.

При ночном переходе в тыл врага, через простреливаемую противником полосу, группа обнаруживает себя непреднамеренным выстрелом. Один из бойцов получает ранение. Лейтенант отправляет другого доставить раненого к своим. Замеченные немцами, они погибают, отвлекая огонь на себя.

Остальные проходят, но это только начало цепи неудач, в которых Ивановский будет винить себя. Добравшись до места, лейтенант обнаружит, что объект диверсии перебазировали, но просто так уйти они не могут.

Кадр из фильма "Дожить до рассвета". Диверсионная группа в пути, который замедляется тем, что разведчики несут тяжелораненого товарища.
Кадр из фильма "Дожить до рассвета". Диверсионная группа в пути, который замедляется тем, что разведчики несут тяжелораненого товарища.
Фильм рассказывает о том, что на войне многие погибают не нанеся большой урон противнику, не в бою, а из-за случайности, не успев убить даже одного врага. Подвиг солдата часто состоит не в личном свершении, а в самоотверженной готовности к нему, которая приводит к победе других.
Хорошо переданы тяготы войны: трудность пути, выматывающая силы, непредсказуемость обстановки, сомнения командира в правильности решений, стресс от неудач, ломающий психику, по-разному действующий на бойцов.
В отличие от глубоко психологических белорусских экранизаций повестей Быкова, картина Ленфильма более военно-приключенческая, динамичная, с музыкой и песней, по смыслу привязанной к сюжету.

Съемки были нелегкими. По словам актера Александра Михайлова, на них он заболел воспалением легких и туберкулезом, а потом полгода лечился. Снимавшиеся в фильме в роли его подчиненных навещали больного актера и так и звали лейтенантом и командиром.

Надеюсь, что любителям советского военного кино мой обзор поможет вспомнить или впервые посмотреть эти отличные фильмы.

Если вас заинтересовал обзор предлагаю посмотреть: "Наши и союзники" - 3 забытых советских фильма о боевом сотрудничестве в годы Второй мировой войны.

-8