Налоговая служба России ежегодно рапортует нам о новых достижениях и успехах. И действительно, российская ФНС по повышению собираемости налогов, прогрессивности и технологичности применяемых для контроля за налогоплательщиками информационных систем скоро обгонит многие самые продвинутые страны мира.
Увеличение собираемости налогов, совершенствование и автоматизация налогового администрирования, усиление контроля за плательщиками, конечно, очень хорошо влияет на повышение доходов бюджета. Однако все это, с другой стороны, может стать слишком рискованным не только для налогоплательщиков, но и для всей экономической системы страны в целом.
Расширение полномочий и автоматизация налоговых органов
Начиная с 2017 года наше государство не жалеет бюджетных денег для внедрения в налоговых службах различных информационных комплексов, которые призваны отслеживать все денежные и товарные операции, а так же доходы и расходы граждан и бизнеса. Многое из задуманного уже сделано. Сейчас налоговая использует более 20 информационных комплексов, с помощью которых проверяется деятельность налогоплательщиков, и которые позволяют выявлять схемы незаконного ухода от налогов.
Кроме того с недавнего времени налоговая служба получила так же расширенный доступ к банковской тайне. Теперь инспекторы может запрашивать у банков копии паспортов клиентов, доверенностей, договоров на открытие и закрытие счетов клиентов банка, копии карточек с образцами подписей и оттиска печатей. Также банки теперь обязаны в электронной форме предоставлять налоговой информацию о бенефициарах счетов.
Все эти новации призваны для того, чтобы установить тотальный цифровой контроль за бизнесом и населением.
Риски для налогоплательщиков от усиления эффективности налоговой службы
Во-первых, формирование единой базы, в которую стекаются все данные, в том числе о банковских счетах и другой банковской информации по налогоплательщикам сопряжен с рисками ее утечки. Утечка может произойти из-за взлома данной системы извне, а так же через злоупотребление сотрудниками ФНС своими полномочиями. Разглашение информации об активах, доходах и расходах третьим лицам может привести к печальным последствиям для бизнеса или физлица.
Во-вторых, как я уже писала (Подробнее >>> ), очень многие люди получают зарплаты в конвертах, причем в большинстве своем часто не сильно зависящим от этого конкретного лица причинам.
Люди просто вынуждены работать на таких условиях, так как другой работы найти не могут. Поэтому даже при большом и искреннем желании многие плательщики далеко не всегда в состоянии подтвердить налоговой инспекции все свои доходы и источники происхождения средств, если ФНС вдруг захочет их установить. Поэтому более логичным было бы усиление налогового администрирования работодателей в вопросе выплаты зарплат в конвертах, а также устранения экономических причин на уровне государства для устранения такой тенденции, нежели усиления контроля самих граждан, получающих такие доходы.
Кривая Лаффера и российская реальность
Кривая показывает зависимость уровня доходов государственного бюджета от уровня налоговой нагрузки. Как мы видим, при увеличении налоговой ставки, в том числе при усилении налогового администрирования, в какой-то момент доходы бюджета начинают падать. Это связано с тем, что, если налоговое бремя становится слишком высоким, а администрирование чрезмерным, бизнес вначале страдает от отсутствия прибыли, а потом начинает терпеть убытки. Это снижает мотивации к ведению бизнеса, и в конечном итоге приводит или к закрытию предприятий, или к утаиванию прибыли от налогов. Таким образом, предприятия и домохозяйства уходят в тень и перестают платить налоги из-за недоверия к государству и завышенных требований с его стороны.
Соответственно если налоговая нагрузка снижается, то несмотря на то, что краткосрочно государство и получает меньше денег, однако в долгосрочной перспективе у бизнеса появляются свободные средства, которые он может направлять на развитие. Бизнес развивается, растут обороты, увеличивается количество рабочих мест, и, соответственно, с увеличивающихся оборотов бизнес начинает платить больше налогов. В плюсе остается как государство, так предприятия и граждане.
Что происходит сейчас в России?
Мы видим, как каждый год налоговая нагрузка растет, а контроль за бизнесом и гражданами усиливается. Все это, конечно, ведет к тому, что доходы бюджета растут, и налоговые службы торжественно рапортуют нам о том, что с 2010 г. объем налоговых поступлений в бюджет вырос примерно втрое.
При этом на протяжении последних лет реальные располагаемые доходы граждан снижаются. Все больше и больше налогоплательщиков хотят опять уйти в тень. Однако в современных российских реалиях кривая Лаффера перестает работать – уйти в тень не получается, так как «тень» как таковая перестает существовать. Времена, когда можно было скрыть доходы, прошли. «Цифровое око» ФНС сейчас найдет все и везде. И даже банковская тайна больше не спасет. А административные штрафы за уклонение от уплаты налогов растут в геометрической прогрессии.
В результате бизнес оказывается в налоговой ловушке, вырваться из которой можно только путем ликвидации. Именно поэтому мы сейчас с вами наблюдаем, как массово закрываются в России предприятия, а люди остаются без работы.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС) в 2020 году прекратили свою деятельность 1,54 млн юрлиц, ИП и фермерских хозяйств, что составляет примерно пятую часть действующих бизнесов в РФ.
На мой взгляд, усиление эффективности налоговой системы, ни к чему хорошему в итоге не приведет, так как в существующей экономической реальности ни бизнес, ни российские граждане не готовы ни к повышению налоговой нагрузки, ни к такому тотальному контролю со стороны налоговых органов. Все это приведет к еще большему снижению деловой активности, повышению уровня безработицы, и как следствие,, еще большему обнищанию населения страны.
Дорогие читатели, мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации.
Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась дизлайк.
Любая оценка для меня важна!