Чувство стыда аккумулирует в себе большое количество отрицательных эмоций. Это страх, злость, ненависть к себе и к окружающему миру. Одни родители считают пробуждение чувства стыда у ребенка действенным способом воспитания, а другие предпочитают более конструктивные методы коммуникации. Чувство стыда легко можно перепутать с чувством вины, однако их природа совершенно разная. Стыд навязывается ребенку и далеко не всегда играет положительную роль. Способно ли чувство стыда воспитать в детях правильные моральные ценности? Чем отличается стыд от других чувств? Как воспитывать детей без психологического давления?
Когда ребенок начинает стыдиться и почему это происходит?
Детей дошкольного возраста нет смысла пытаться пристыдить в типичной форме за моменты, в которых они не понимают, какие правила и нормы нарушили своими действиями. От риторических вопросов в голове у ребенка возникает еще больший диссонанс – он не знает, как объяснить сложившуюся ситуацию. Любые его аргументы будут восприниматься как оправдания.
Родителям важно понимать, что ребенка необходимо воспитывать, учить, а не наказывать. Детям тяжело видеть раздражение родителей. Взрослые должны помогать дошкольникам, находить адекватные решения проблем, уделять внимание совместному досугу.
Ребенок начинает ходить в сад, активно развивается и учится выстраивать коммуникацию с окружающими, знакомится с основными правилами поведения в коллективе. Если родители или воспитатели в этот период пытаются его пристыдить за какие-либо проступки, то такой подход к воспитанию может дать обратный эффект.
Чувство стыда в таких обстоятельствах ничему не учит ребенка – он чувствует себя подавленным и беззащитным. Его единственное желание – замкнуться в себе и спрятаться ото всех. Ребенок не извлечет для себя ценный урок, так как все его мысли и чувства блокирует страх.
В более сознательном возрасте человек воспринимает очевидные и неочевидные нормы, понятия и правила поведения, у него сформирована система моральных ценностей. Одни законы люди соблюдают потому, что боятся возможных негативных последствий в случае их нарушения, а другие – так как приняли эти нормы как должное.
Если можно исправить – значит не виноват
У ребенка при правильном воспитании развивается чувство ответственности и способность принимать вину за свои проступки. Главное отличие вины от стыда состоит в том, что ребенок не ассоциирует себя с недостатками и проблемами, а признает свои достоинства и ошибки, ищет выход из сложившейся неблагоприятной ситуации. При чувстве вины человек может долго извиняться и пытаться компенсировать нанесенный ущерб.
Чувство стыда не подразумевает логичный выход из положения. При осознании вины человек раскаивается, сожалеет о содеянном. С возрастом человек принимает все права и обязанности, которые на него возложены и осознанно несет ответственность за их выполнение. Детям нужно подробно объяснить, в чем заключается их проступок и какие санкции им грозят за него. В противном случае воспитательная система дает сбой, и многие обстоятельства выходят из-под контроля.
Стоит ли стыдить ребенка?
Люди готовы сделать многое в своей жизни для того, чтобы никогда не испытывать чувство стыда. Такое состояние имеет разрушительную силу – человеку хочется бесследно исчезнуть и никогда не вспоминать о том, что случилось. Особенно тяжело приходится маленьким детям, поведение которых может не соответствовать ожиданиям родителей.
Дети дошкольного возраста еще не в состоянии понимать значимость всех правил и общественных норм, поэтому они не способны неукоснительно их соблюдать. Самоконтроль и сила воли еще не сформированы, чтобы полноценно нести ответственность за совершенные поступки.
Вызвать чувство стыда у детей – достаточно распространенный способ воздействия, но он оказывает на психику ребенка крайне негативное влияние. Поэтому прибегать к нему не стоит.
Так как же воспитывать?
Попытки вызвать у ребенка чувство стыда приводит к возможным комплексам, снижению самооценки. Родителям необходимо донести до ребенка, что не все оценочные суждения могут быть объективными, поэтому не следует пытаться изменить себя из-за чужого мнения или неоднозначных обстоятельств.
Ребенка не нужно стыдить за плохое поведение, ему необходимо объяснить правила. В такие периоды малыш чувствует себя очень некомфортно, и только уважение его личного пространства позволит сделать так, чтобы он смог понять свою ошибку и исправить ее.
Задача родителей состоит в том, чтобы объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо. Только в ходе конструктивного семейного общения можно привить чувство контроля и самодисциплины, воспитать положительные человеческие качества и желание соблюдать элементарные нормы поведения. Ребенка нужно воспитывать, а не стыдить, и тогда он сможет вырасти гармоничной, уверенной в себе и в своих силах личностью.