Если вы уверены, что настала эпоха равенства и братства с детьми, то вы поддались главному заблуждению родителей 21 века:
отношения с детьми надо строить на равных.
Взрослеющий человек нуждается в постоянной поддержке. Он ежедневно совершает открытия, часто неприятные. Оказывается, в мире существует несправедливость. Оказывается, мир не всегда отзывчив. Оказывается, мир может обидеть. Оказывается, в нем надо искать свое место, друзей, дело. А для этого нужны ресурсы, которые не возникают сами по себе, по праву рождения.
Подход к воспитанию «Не мешай звезде гореть!» имеет право на существование. Но, люди добрые, давайте все-таки включать здравый смысл, основываясь, прежде всего, на особенностях и индивидуальности ребенка.
Дети – они и в 21 веке дети.
Они не перестали нуждаться в нашей поддержке и, между прочим, в нашем руководстве и контроле. Да, мы уважаем личность ребенка. Да, мы видим его предпочтения, таланты, желания. Но если ребенок предпочитает питаться чипсами и хот-догами, запивая их кока-колой, мы все равно настаиваем на супе и рисовой каше. Потому что знаем, что результатом таких предпочтений станет язва желудка. Если ребенок предпочитает гулять до утра и совсем не предпочитает ходить в школу, мы будем добиваться того, чтобы он приходил ночевать домой и получил хотя бы очень среднее образование. Если у ребенка никак не получается наладить отношения с учителем, мы пойдем с этим учителем разговаривать. Потому что ребенок всегда слабее и беззащитнее взрослого, как бы нам ни хотелось видеть его сильным. Любое проявление так называемого девиантного поведения – не что иное, как крик о помощи: «Мама, папа! Я что-то делаю не так, я не научился, как правильно! Помогите, объясните, научите!».
Если в наших отношениях с ребенком мы не станем главными, это место займет ребенок.
К примеру, в последнее время очень популярен совет не интересоваться школьными делами. Вообще. Не спрашивать, как дела в школе. Не следить за успеваемостью. Не контролировать выполнение домашних заданий, и, упаси Господи, ни в коем случае не делать с ребенком уроки! Вы свое отучились, это его жизнь, и так далее. Совета этого этот сегодня не слышно слышен разве что только из утюга. И многие родители радостно подхватили его и пошли с ним по жизни, гордясь тем, какие они продвинутые и современные.
Признаться кому-то, что ты делаешь с ребенком уроки, уже как-то неудобно. Потому - что автоматически ты становишься ретроградом и вообще безграмотным туземцем.
Есть только одна категория людей, которые шепотом, в уголке, чтобы никто не слышал, рекомендуют некоторым родителям все-таки помогать ребенку с домашним заданием. Почему шепотом и в уголке, мы уже поняли.
Эти люди – школьные учителя. Они рекомендуют родителям взять нудный и трудный процесс под контроль вовсе не потому, что хотят переложить на них свои обязанности (хотя и такое тоже случается, но сейчас не об этом ), а потому что видят не только вашего ребенка, а еще несколько сотен детей. Поэтому они знают одну страшную тайну: ВСЕ ДЕТИ – РАЗНЫЕ!
Некоторым совет не мешать ребенку делать уроки подходит. Моей дочери, например, он подошел идеально. Как только я перестала контролировать и спрашивать, успеваемость медленно, но верно пошла вверх. Возросла ответственность, дочка стала самостоятельнее и, главное, спокойнее. Она перестала нервничать из-за оценок. И я перестала тоже. Мне и правда все равно, «тройка» у нее по истории или «пятерка». Но мне не все равно, знает ли она, кто такой Иван Грозный и чем закончилось Ледовое побоище. Мне хочется, чтобы она полюбила Пушкина и научилась грамотно и аргументировано выражать свое мнение. Мне важно, чтобы это мнение у нее было в принципе, а этого не случится, если она не будет станет читать и анализировать прочитанное. Я не буду ругать ее за неудачу на контрольной работе по русскому языку, но буду постараюсь, чтобы она научилась грамотно писать. Я хочу, чтобы она не впадала в панику перед итоговой контрольной по математике. Кстати, именно эта паника заставила меня вникнуть в проблему. Оказалось, что моя серьезная и ответственная девочка два года делает домашнее задание по математике исключительно с помощью сайта ГДЗ (готовые домашние задания), а того, что говорит учитель на уроке, вообще не понимает. Когда я спросила, почему она не обратилась ко мне раньше, то услышала: «Но ты же сама сказала, что я учусь для себя, и ты больше вмешиваться не будешь».
А другой ребенок в подобной ситуации вообще перестанет что-либо делать. Его вполне устроит такое положение вещей. Он даже ГДЗ заморачиваться не будет. И спустя пару-тройку лет спохватившиеся родители начнут расхлебывать последствия этой бесконтрольности, тратя время, и деньги и заново прививая ребенку навыки обучения. Не исключено, что спохватятся родители классу эдак к восьмому, когда даже в нашей школе, в которой нельзя оставлять детей на второй год, его оставят на второй год. На мой взгляд, дорогая цена за демократию и реализацию права ребенка на собственное отношение к учебе.
Не надо, прочитав очередную статью о том, что ребенок должен иметь право выбора, радостно устраняться от участия в этом выборе и помощи. Помощь нашим детям действительно нужна. И если они не найдут ее у нас, то будут искать на стороне. Или эта помощь сама найдет ребенка. Она предстанет перед ним в образе, например, все того же Васи из первого подъезда, который считает, что имеет полное право воровать деньги и употреблять наркотики. Или проходящего мимо дяденьки, который убежденного, что занятия занятие сексом – неотъемлемое право каждого ребенка старше 10 лет.
Детско-родительские отношения - это отношения зависимости. Где тот, кто младше и слабее, зависим от того, кто старше, сильнее и умнее. Зависимость эта - природная необходимость. Растущему человеку дома не нужен партнер, ему очень нужна рядом доминанта. Без нее – беда.