Как сказала одна моя клиентка - "В детстве мне говорили, что, чем больше ты смеешься, тем больше будешь плакать". И на самом деле, подобный страх перед радостью - точнее, страх перед последствиями радости, что за радость накажут - не такая уж и редкость. Есть ли в этом смысл?
Исторически этот страх складывался из старых суеверий о том, что высшие силы завистливы и могут наказать человека, если в его жизни происходит что-то хорошее. Одним из примеров таких суеверий являются имена. В книге "Слово о словах" приводится немало примеров старых нелепых, некрасивых имен, которые давались именно с целью защитить ребенка от зависти, сглаза, несчастья. Из той же категории - нежелание хвалить ребенка, хвалиться им перед кем-то или выслушивать похвалы. Если хвалят - значит, сглазят.
С точки зрения науки, смысл этого - не в самом внешнем воздействии, а в его интерпретации человеком. Как воспринимает сам ребенок или даже взрослый человек похвалу, даже заслуженную?
Очень часто встречается настороженность. Нет, не радость, как можно было бы подумать) За всю свою практику, как психолога (начиная со второго курса университета, то есть, почти семь лет уже), я могу вспомнить от силы одного-двух людей, которые действительно открыто радовались похвале, без той самой настороженности и попыток понять мотивы собеседника - "Зачем он мне это говорит?". И вот эта самая настороженность действительно часто приводит к негативным последствиям. Нет, дело не только в сложностях коммуникации, когда человек, искренне желающий сделать приятно, обижается на эту настороженность хотя и такое бывает часто. Дело в том, что за настороженностью стоит.
Кого больше всего опасались в древности? Тех самых высших сил. Богов, духов, бесов - не так важно, как они у разных народов назывались. Важно другое - это были высшие силы. То есть, могущественные, могущественнее самого человека. И реакция настороженности в ответ на похвалу, страх перед тем, чтобы ей поверить и обрадоваться - это реакция, предполагающая низшее, более уязвимое положение. И в этом положении она имеет смысл. С чего богу искренне хвалить смертного? Чем таким смертный может бога впечатлить - и, даже если впечатлил, почему бог не воспринял смертного, как потенциального конкурента? В этом смысле лучше всего известны греческие мифы, особенно миф об Арахне и Афине. На первый взгляд он выглядит так, будто богиня Афина наказала Арахну за её умение прясть, сравнимое с умением самой богини.
Но даже в этом мифе есть кое-что примечательное. Арахна использовала свое умение, чтобы показать пороки и недостатки самих богов. И это тот самый пример - "чем больше ты смеешься, тем больше будешь потом плакать". Смеешься над богами, да. Радость от осознания своего равенства или даже превосходства в отношении того, кто реально более могущественен, действительно наказуема. И ведь она произошла от похвал - похвал окружающих Арахну людей и оценки самой Афины.
То есть, принимать похвалу высших сил слишком уж всерьез опасно. А что до похвалы тех, кто менее талантлив и менее успешен? Её тоже опасно принимать всерьез, за реальную поддержку. В этом есть логика - люди, у которых меньше ресурсов, не смогут, даже если захотят, но часто даже не хотят поддержку оказать. И то самое нежелание разумно, как оценка, что задача может быть просто непосильна.
Создается впечатление, что действительно - проявлять радость в общении опасно. Но радость от чего и какую? Радость от - "о, он меня похвалил, это что-то значит"? Или радость от - "он меня похвалил здесь и сейчас, он думает так здесь и сейчас, но в дальнейшем это может ничего не значить"?
Больше похоже на первое, да? Собственно, если бы Арахна воспринимала похвалы своему искусству как "они хвалят меня здесь и сейчас, но глобально это ничего не меняет, мне с богиней не равняться по возможностям", паучихой она вряд ли бы стала. И, возвращаясь к теме настороженности - откуда она? Это настороженность если не паучихи, то мышки, обходящей мышеловку с сыром - "Эх, пахнет соблазнительно, но ведь, если я поведусь, меня поймают". Желание съесть сыр, да. Голодная до внимания мышка.
А если бы была сытая? Не объевшаяся, просто сытая? "О, тут лежит сыр и приятно пахнет. Спасибо за это маленькое удовольствие, ведь могло бы ничего не лежать или лежать что-то, пахнущее не так приятно". Настороженности тут просто неоткуда взяться - мышка не собирается есть сыр и лезть в мышеловку.
А существует ли вообще эта самая мышеловка? На самом деле, не имеет значения. Даже допустим, что её нет, кусок сыра лежит просто так. Но он же не с неба упал, этот кусок сыра. Он чей-то (даже если не говорить о похвале, то, что дает радость, всегда изначально чье-то - даже Интернет не наш, и его быстро отключат, если об этом забыть).
Хороший пример, хмм, хорошая погода тавтология она такая. Радоваться ей, как факту, можно сколько угодно. Обычно мало кому приходит в голову присваивать погоду - понятно, что она не от нас зависит. Подобное справедливо вообще для чего угодно. Даже тот факт, что у тебя хорошая кожа, редко зависит исключительно от тебя если честно, то, скорее, никогда, но мало ли. И тут похвала может подействовать так: похвалили - ощущение "я крута" - забрасывание ухода за кожей "я крута и так" - кожа закономерно портится. А может так: похвалили - ощущение "значит, на данный момент силы и время вложены в верном направлении" - продолжение ухода - с кожей все в порядке.
Ладно, заканчиваю и так второй день пост пишу. Итог: радоваться - можно. Но смотря чему и как)
Ваша Аэлла.
И еще психологического.
#страх перед радостью #эмоции #эмоции и чувства #похвала #радость #страхи #настороженность #реакция на похвалу #поведение человека #мышление человека