Судно-контейнеровоз,которое заблокировало Суэцкий канал, сев на мель в южной его части, наконец-то сдернули с места и развернули против течения. Таким образом, затор произошедший на канале и продлившийся в течении пяти суток - ликвидирован. Теперь осталось только провести этот контейнеровоз по каналу в Средиземное море. Что и будет предпринято наверняка в ближайшее время. Прохождение одного судна по Суэцкому каналу определяется как путь длиной в 14 часов.
Когда судно пройдет, то и за ним будут двигаться ещё какие-нибудь суда, потому что движение по каналу одностороннее. связано это с шириной(до 350 м) и глубиной(20 м) самого канала. Только так можно обеспечить безаварийность эксплуатации водной артерии. Но как видим и при одностороннем движении судов бывают происшествия - таиландский контейнеровоз сел на мель после сильного ветра с песком дувшего вдоль канала в эту весну.
Но интересно - что же представляет из себя этот наделавший столько шума в СМИ, за последнюю неделю, Суэцкий канал?
Сам Суэцкий канал соединяющий Красное море и море Средиземное состоит из двух частей - северной и южной , а посередине расположено Большое Горькое озеро.
Канал позволяет проходить торговому водному транспорту между Европой и Азией не огибая Африку. Пока канала не было предприимчивые торговцы разгружали суда и грузы от моря к другому морю перевозились по суше. А потом перегружались на другие корабли.
Так и жили раньше.
Но в 1859-ом году в Париже была основана концессия и разработан проект по рытью канала. Француз Фердинанд де Лессепес основал "Всеобщую компанию Суэцкого канала".
Правительство Египта тогда получило 44% всех акций. Франции досталось 53% ,а остальным акционерам - 3%.
Прибыль предполагалось делить по-братски.
Технические трудности при постройке канала в те времена были большими. и строительство затянулось и потребовало ещё дополнительных расходных средств. Канал для судов открыли официально 17-го ноября 1869 -го года.
Протяженность канал через Суэцкий перешеек составила 161 км.
Тогда ширина канал была по верхнему уровню воды в 120 -150 метров,а в глубине по дну ширина была 50-60 метров.
Накопившиеся внешние долги заставили правителей Египта продать свою долю акций и они были выкуплены Великобританией, в 1875-ом году.
Таким образом руководство канала перешло чисто к Франции и Англии.
Во времена Первой и Второй мировых войн Англия распоряжалась этим Суэцким каналом.
В 1956-ом году Гамаль Абдель Насер , избранный президентом Египта, национализировал этот канал,и он стал приносить прибыль в казну страны.
На сегодняшний день, наряду с нефтедобычей, сельским хозяйством и туризмом , Суэцкий канал - это основная часть дохода в бюджете такой страны, как Египет!
Только туризм превосходит по доходу эксплуатацию Суэцкого канала.
За проход морского судна по Суэцкому каналу взимается пошлина,которая идет в бюджет страны и на развитие самого канала.
Доходность транспортной морской артерии, построенной искусственно, примерно равна пяти миллиардам долларов год.
Канал удобен тем, что не имеет шлюзов, из-за отсутствия перепада в уровне морей. Это убыстряет проход судов по времени.
На сегодня около 9-10% путей морского сообщения проходят через Суэцкий канал. Понятно теперь, почему затор вызванный севшим на мель судном в акватории Суэцкого канала вызвал такую шумиху в мировом сообществе.
Сейчас Египет достраивает и выводит в эксплуатацию вторую ветку канала идущую параллельно первой. правда та ветвь пока ещё поменьше первой по ширине и глубине. Но со временем - всё будет соответствовать.
Открытие второй ветки канала позволит судам проходить одновременно в разных направлениях!
А это сразу повысит доходность владельцев данным предприятием в два раза! А там и более - когда канал ещё углубят и позволят проходить самым большим нефтеналивным танкерам.
Так что Суэцкий канал развивается в этакое торговое предприятие связующее Азию и Европу!