Фраза с вирусной картинки «Наташ, ты спишь? Наташ, вставай, мы там всё уронили!» станет товарным знаком. Так решила владелица паблика «Котизм», индивидуальный предприниматель и создатель мема Дарья Бородулина.
Сделать это пришлось по причине того, что крупные компании начали использовать интеллектуальную собственность девушки, не спрашивая у неё согласия. При этом сама Дарья не имеет ничего против бескорыстного использования её мемов и распространения их в интернете. Она считает, что развлекательные площадки и паблики могут совершенно спокойно использовать её продукт, а вот к крупным компаниям, преследующим чисто коммерческий интерес, возникли вопросы. После того, как мем обрёл популярность, по всей стране его стали в рекламе эксплуатировать Альфа-Банк, МТС, ЭКСМО и другие организации. Из всей массы предпринимателей и фирм с запросом на использование мема к Дарье обратилась только компания Вискас.
Проконсультировавшись с юристом, автор решила перестраховаться и зарегистрировать успешный бренд на себя, пока это не сделал кто-то ещё.
Теперь Дарья сможет выпускать и реализовывать мерч под собственным уникальным брендом. Товарный знак оформляется по 7 классам международных стандартов, что позволит Дарье как наносить изображение на разнообразные товары, так и защищать на юридическом уровне свои права на использование мема в рекламе, съёмках фильмов и трансляциях в интернете.
Эксперт по патентному праву Ольга Плясунова подтвердила, что, хоть хозяйка картинки и имеет авторское право, но товарный знак юридически гораздо сильнее. Если дело о неправомерном использование уйдет в суд, то Дарье будет проще отстоять свою позицию.
Эксперт добавила, что при наличии патента человек будет защищен, если кто-то начнет использовать произведение без его согласия или в неприятном контексте. В случае нелегального использования товарного знака может грозить штраф до 5 миллионов рублей или в размере суммы, учитывающей стоимость товаров, на которых размещён товарный знак.
А как вы относитесь к этой ситуации?