Найти тему
Геннадий Щеглов

Моя любовь... радио: QSL, 73, 88!.. неожиданное применение кода Морзе...

Читая воспоминания подвижников о своем радиотехническом прошлом, решил согрешить и к ним присоединиться - с надеждой, что будет интересно, особенно молодежи.

По материалам сайта автора >> http://shcheglov.clan.su >> школа.

Радио. Из многочисленных юношеских увлечений особо выделю радиоспорт как следствие запойного чтения журналов Юный техник, Техника - молодежи, Наука и жизнь, Знание - сила, Моделист-конструктор ... , и, конечно, Радио ...

Пятеро смелых, один без шляпы )) Герои повествования, 1965 год, 10-в класс, пешком из Тулы в Ясную Поляну...
Пятеро смелых, один без шляпы )) Герои повествования, 1965 год, 10-в класс, пешком из Тулы в Ясную Поляну...

Приемник "Рекорд-65" - п омню вымученный у родителей приемник, с которым я проводил многочисленные эксперименты - это антенны, динамики, простенькие усилители, в том числе для хулиганских выходов в радиотрансляционную сеть в период молчания...

Последнее представляло собой проводную, общегородскую сеть радиовещания - одна программа, первая и последняя. Усилитель, микрофон, передача, прием, и ты в эфире )) среди себе подобных...

Осталась старая схема из прошлого века (кажется, журнал Радио), звук, помню, становился звонче и насыщеннее ))
Осталась старая схема из прошлого века (кажется, журнал Радио), звук, помню, становился звонче и насыщеннее ))

Увлекся, и небезрезультатно, фильтрами и фазовращателями, которые позволили реализовать псевдостереофоническое звучание - в те времена о стерео приходилось только мечтать!..

Незабвенный Рекорд-65.
Незабвенный Рекорд-65.

Не оставался в стороне и телевизор, кажется Заря , в металлическом корпусе. С ним связана следующая история... В наши древние времена чтобы стекла не потели, между рамами ставили стаканчик с солью. Поставленный на телевизор стакан по закону Паркинсона успешно и опрокинулся )) соль попала внутрь!

Телевизор стал чахнуть, покрываться ржавчиной и влагой, а мне открылся новый фронт работ - чинить, прочищать и т.д. Был момент, когда его смотреть можно было лишь на боку... В конце концов детали от телевизора пригодились - не было бы счастья, да несчастье помогло!

Телевизор Заря, принесший столько мучений...
Телевизор Заря, принесший столько мучений...

Фазовращение давало некоторое приближение к псевдостереофоническому звучанию: сигнал становился звонче и разделённее... Были бесконечные эксперименты с простыми фильтрами, которые делили звук на НЧ и ВЧ составляющие...

Отдельной строкой упомяну т.н. цветомузыку - здесь сигнал делился на несколько составляющих. После усиления каждой составляющей и сглаживания они подавались на гирлянды из лампочек своего цвета. Было неплохо, даже где-то усиливало эффект от музыки!

И совсем уже простые схемы на стартерах от ламп дневного света - они хаотически включали-выключали свои цепи, создавая непередаваемые цвето- и световые эффекты...

Стартеры, динамики, разные некондиции... продавались в магазинах более или менее свободно (Юный техник, на Циолковского и Пузакова). С остальным были неразрешимые проблемы... Но, как говорится... на безрыбье и рак - рыба ))

УКВ-радиостанция . В школе функционировала любительская радиостанция с позывными UA3KKW (27 Мгц), которая располагалась на третьем этаже, рядом с кабинетом физики. Вдохновителем был учитель физики Юрий Александрович Сладков, а непосредственно кружком руководил старшеклассник Женя Баранов.

В кружок в разное время входили Вася Дмитрук, Женя Кочетков, Володя Прыгунов... Помнятся специальные приемы работы в вечерние часы, часы телевидения, минуты радиомолчания в ожидание сигналов SOS, кажется, в 15 час. МСК...

Нечто похожее было и у нас, добавить еще серводвигатель для вращения вокруг оси - Тула, 46-я школа, 60-е гг.
Нечто похожее было и у нас, добавить еще серводвигатель для вращения вокруг оси - Тула, 46-я школа, 60-е гг.

Я был увлеченным молодым человеком. Женя Баранов - старшеклассник, не говоря об учителе физики, были полубогами, а штамп радиостанции - пропуском в их мир...

-6

Пропуск мне дали - разрешили сделать оттиск печати в дневнике, кои я вел с младых ногтей...

Крушение. Однажды мы были свидетелями крушения нашей громадной антенны типа волновой канал - полуволновый вибратор -? (длина волны 10 м - !), из-за чего были отменены некие соревнования. С тех пор я занялся конструированием антенн, в первую очередь зигзагообразных , более широкополосных (Пs), с бОльшим усилением (Ку). Снабженные рефлектором, они "принимали" в Туле ТВ Москвы, с   б о л ь ш И м и   помехами изображения, правда, которое иногда лишь угадывалось...

Радиоклуб. Не удовлетворяясь достигнутым, мы с Прыгуновым стали профессионально заниматься в областном радиоклубе (UA3KKB), где преподавались всевозможные теоретические предметы, а связь с миром осуществлялась не только телефоном, но и телеграфом (ключ - по Морзе, трансмиттеры, ондуляторы!)... На рис. далее приводятся несколько сканов QSL-карточек из бесчисленного их количества, подтверждающих радиосвязи автора.

Дело приняло серьезный оборот - я мечтал посвятить себя изучению радиотехники, поступить к техникум, или даже вуз по этой специальности, см. ниже... А далее романтика: дрейфующие станции, корабли и пароходы...

А пока успешно окончил курсы Тульского радиоклуба ДОСААФ, получил профессиональный третий класс радиооператора, в соревнованиях по радиоспорту тоже был не последним и получал какие-то разряды. Это должно было, по моим планам, увеличить шансы на поступление в учебное заведение, при том что назревал - 1966 год! - двойной выпуск из 10-х и 11-х классов школы...

Документ об образовании, дороже чем последующие аттестаты и дипломы...))
Документ об образовании, дороже чем последующие аттестаты и дипломы...))

Приводятся почтовые открытки, подтверждающие множественные радиосвязи ваш. пок. слуги. Это QSL-карточки, удостоверяющие связь ключом Морзе, с р/ст УА3ККБ... какая география! Самая дальняя связь была с Гренландией, но карточка куда-то ( !! )запропастилась... А вот подтверждение радиосвязи с УИ8КНА с оператором Ольгой из Самарканда сохранилось ))

QSL-карточки автора.
QSL-карточки автора.

Карточки в большинстве своем были отпечатаны типографским способом и не без агитпропа - все на лыжи... каждой школе кружок... и т.д., см. рис...

Сведения об операторах, радиостанциях, качестве передачи-приема... и т.д. - располагались на обратной стороне открытки. Оставалось лишь заполнить пустографку... И поставить печать )) см. выше...

Карточки были отпечатаны типографским способом и не без агитпропа ))
Карточки были отпечатаны типографским способом и не без агитпропа ))

О целеустремленности автора говорит то, что в заключительных классах (10-11 кл.) вел специальную таблицу успеваемости, отслеживая и поправляя перекосы в оценках. С особенной тщательностью я стал это делать после того, как... (здесь цезура - на интригу!) ...

... претерпел неудачу при попытке после 8-го класса поступить на радиотехническое (по увлечению) отделение среднетехнического факультета ТПИ... Несмотря на то, что у меня были хорошие оценки в свидетельстве (4,6 балла), мне не хватило каких-то десятых долей для полного счастья, кому-то повезло больше...

Я пришел в выводу, что хорошо учиться - это еще не все, для гарантированного успеха надо на учиться на отлично! Такая стратегия дала результат... Вскоре Басин Яков Наумович, наш завуч, как-то неожиданно, это был уже 10-й или 11-й класс, известил меня: ты идешь на медаль !

ЛАУ. Обуреваем романтикой (полярные станции, суда ММФ, гидро-метео...) после школы собирался поступать на радиотехническое отделение Ленинградского арктического училища ММФ, что в Стрельне под СПб (Ленинград). Приводится сохранившееся письмо-приглашение из ЛАУ...

Приглашение в ЛАУ. Иногда сожалею, что не пошел этим путем...
Приглашение в ЛАУ. Иногда сожалею, что не пошел этим путем...

ТПИ . Но жизнь распорядилась по-иному. В ТПИ (ТулГУ) открылась новая, одна из первых в стране, необычная на то время специальность - Математические и счетно-решающие приборы и устройства , а попросту ЭВМ, с присвоением квалификации инженер-математик.

QSL-карточка ТПИ.
QSL-карточка ТПИ.

Увлечение радио некоторое время сохранялось, см. QSL-карточку радиостанции ТПИ (ТулГУ), но в последствии осталась лишь любовь к антеннам, конкретно зигзагообразным, в коих я стал настоящий дока ))

Увлечение не отпускает по сию пору: конструируются синфазные решетки - для увеличения усиления сигнала (Ку), применяются смесители - для расширения полосы пропускания (Пs). Знания, полученные в юности, пригодились на этапе внедрения первых мобильных телефонов.

Помнится, вслед за радиотелефоном Алтай, одним из реальных мобильных был Билайн-Тулателеком... Специальная внешняя антенна значительно расширяла диапазон действия телефона по частоте и дальности, при том что вышка, единственная в Туле располагалась в Басове, а местом пребывания в то время была Ясная Поляна (~20 км).

Неожиданное применение. Знание азбуки Морзе нашло себя при авторском развитии Game of Life, игры за шахматной доской, в виде т.н. социального проекта, когда пришла мысль для людей с ослабленным зрением передавать содержание доски звуковым образом.

Самое простое - использование коротких и длинных сигналов для передачи информации о состоянии клетки шахматной доски. Если клетка пустая, следует короткий сигнал; если клетка содержит фишку - сигнал длинный, см. стр. сайта автора >> http://shcheglov.clan.su/index/novoe/0-45

Аналогом длинного сигнала по Морзе является буква 'т', короткого - буква 'е' (кириллица). Например, для картинки в поле 2х2     х х     х о     - в игре это фигура ущербный блок , по Морзе имеем:     т т     т е     - в линейном виде т/т//т/е , а поскольку два тире есть 'м', а тире точк а есть 'н' имеем в кратком линейном виде м//н ...

Копируем и вставляем в левое окно приведенной здесь https://morsedecoder.com , или по ссылке выше формы. Знак "/" используется как разделитель, частности, для увеличения временнЫх интервалов между сигналами.

Начиная с простейшего, удается осуществлять восприятие в виде звуковых образов положений фигур на игровом поле, например, в Game of Life!

Далее по теме ТПИ. Некоторая, без ложной скромности математическая подготовка, благодаря школьным учителям математики (Надежда Кузьминична Постолит, Валентина Аркадьевна Ерошкина) имелась, см. ниже. Против такого - ТПИ !, вновь открывшегося соблазна, при наличии медали, устоять было трудно!!

Это Золотая медаль!
Это Золотая медаль!

Подробнее по теме см. >> http://www.shcheglov.clan.su/school.html .

Главное. Мне удалось совместить романтику и, казалась бы, сухую математику: ежегодная, в студенческие годы работа в ССО - Казахстан, Таджикистан, Таймыр, см. Сайт автора >> Институт http://www.shcheglov.clan.su/institute.html ;

семь с лишним лет работы в Экспедиции, на ядерном полигоне в Казахстане - переднем крае науки, см. Сайт автора >> Экспедиция http://www.shcheglov.clan.su/expedition.html ;

далее, Урал, Кольский полуостров, КМА, ПО "Фосфорит" - это уже по диссертационным делам, см. Сайт автора >> Памяти ученого http://www.shcheglov.clan.su/bastan.html .

Но это уже другие страницы на бескрайних полях Жизни.

А вот виртуальные приключения на полях Game of Life , начавшиеся полвека назад, продолжаются по сию пору, см. сайт автора >> http://shcheglov.clan.su .

См. также канал автора на Дзен >> https://zen.yandex.ru/id/5f9804cf65d7f24f5fe59207 .

Продолжение следует...