Найти в Дзене
InFocus

«ДОЦЕНТ – НЕ ЧИТАТЕЛЬ, ДОЦЕНТ – ПИСАТЕЛЬ»

Почему российские вузы стали превращаться в фабрики по производству научных публикаций

Поводом для написания этих строк явилась информация, размещенная недавно на одном из региональных ресурсов. В ней, в частности, рассказывалось об одном аспиранте местного аграрного университета, который в свои 23 года «умудрился» подготовить и опубликовать 136 научных работ, относящихся к биотехнологиям и ветеринарной медицине. Его рекорд зафиксирован даже в реестре отечественных рекордов в редакции международного агентства «Интеррекорд».

Признаться, я не поверил и решил проверить информацию на сайте Elibrary – крупнейшей научной электронной библиотеки. Нет, все верно, более того – за четыре года своей деятельности аспирант сделал 145 публикаций, причем 120 из них – за 2019-2020 годы. До сих пор я не знал людей, которые в течение двух лет регулярно публиковали по статье в неделю!

Но давайте оставим в покое аспиранта – рекордсмена, речь сегодня не о нём. Надеюсь, он когда-то поймет самостоятельно, или старшие товарищи объяснят, что наука – это не прыжки с шестом и не плавание вольным стилем, здесь рекорды не главное. Ведь, похоже, ему действительно хотелось установить рекорд и войти в какой-то реестр.

-2

В российских вузах развернулась настоящая гонка за научными публикациями

Важнее разобраться в причинах – почему такие аспиранты – рекордсмены возникают? Мне представляется, что они внимательно наблюдают за теми процессами, которые сейчас протекают в родных alma mater. А в вузах быстрыми темпами происходит подмена понятий – если раньше результатом научных исследований являлось приращение научного знания, а статья была лишь формой доведения этого результата до профессионального сообщества, то теперь именно публикации, а точнее их количество, стали мерилом эффективности научной деятельности.

Даже не так – в последнее время научная деятельность в вузах начала постепенно сводиться к необходимости произвести определенный объем печатной продукции в штуках. И тому есть свои причины – ведь все процессы «заточены» на количественные показатели научных результатов.

Если ты претендуешь на грант научного фонда в качестве руководителя проекта, то должен иметь определенное количество публикаций. Сколько таких публикаций должно быть, обычно оговаривается в конкурсной документации. Не достает у тебя нужного количества статей – ты из конкурсной гонки выбываешь.

Если ты решил защитить диссертацию, опять ты непременно должен являться автором определенного количества научных работ. С 1 августа будет введено новое положение о присуждении научных степеней, так в нем количество научных работ «в штуках» жестко оговаривается. Например, если  претендуешь на докторскую степень в гуманитарных науках, то нужно иметь не менее 15 публикаций в рецензируемых журналах, для других наук достаточно 10 статей. А если не хочешь писать толстый диссертационный том и рассчитываешь на защиту диссертации «в форме научного доклада», то в гуманитарных науках  нужно иметь 50 (!) публикаций в журналах, которые включены в международные базы, причем за последние десять лет. Здесь поневоле станешь рекордсменом.

Не будем забывать, что каждый преподаватель вуза для заключения с ним трудового контракта должен проходить конкурсный отбор. Во многих вузах такая процедура проводится ежегодно. Чтобы «пройти конкурс» опять же необходимы публикации, ведь низкая публикационная активность – это практически приговор для преподавателя.

-3

Прейскурант на публикации научных статей хорошо известен

Наконец, в большинстве университетов страны в настоящее время введена система так называемого «эффективного контракта», где количество публикаций за отчетный период – очень важный показатель для получения дополнительных материальных бонусов.

В общем, система устроена таким образом, что вузовскому преподавателю необходимо постоянно выдавать на – гора научные статьи. Но давайте говорить честно – в подавляющем большинстве университетов большинство профессоров и доцентов «по горло» загружены чтением лекций, проведением лабораторных работ и семинаров, проверкой курсовых работ, написанием рабочих программ, фондов оценочных средств, методических указаний по самостоятельной работе студентов и прочей макулатуры. Поэтому реальными научными исследованиями среди преподавателей занимаются немногие. А публикации должны выдавать все. Поэтому здесь кто как может. Кто-то переписывает в очередной раз куски своей прошлой диссертации, кто-то вместо научных результатов представляет в статьях свои размышления, кто-то добросовестно переписывает своими словами страницы из учебников. Я умышленно оставляю за скобками плагиат – это вообще отдельная тема.

Вы можете спросить, кто все это публикует? Конечно, в солидных журналах опубликовать это невозможно, да и очереди в них приличные. Но спрос всегда рождает предложение – появилась масса журналов, в которых за определенную плату можно опубликовать свою статью. Кстати, возник новый вид бизнеса – проведение заочных научных конференций с изданием материалов, где недорого опубликуют одну-две странички тезисов твоего несостоявшегося доклада.

Расценки в платных журналах разные: если рецензируемый научный журнал не входит в международные базы, то можно уложиться в 5 – 7 тысяч рублей. Если же вам нужна статья в «крутом» журнале, который в международных базах присутствует, то в гуманитарных науках этот каприз может вам обойтись и в тысячу долларов.

Вот и стали появляться соответствующие преподавательские лайфхаки. Приведу только некоторые: статьи «вскладчину» — одному осилить тысячу долларов тяжело, а, например, вчетвером – уже проще. Или еще: обмен авторством – я включу тебя автором в свою статью, а ты включишь автором меня в свою, и у нас будет по две статьи. Еще один совет мудрых преподавателей для молодых – разбей одну большую статью на N частей и у тебя будет не одна, а N статей. Доходит до совсем неприличного – одна и та же статья появляется последовательно или параллельно в нескольких изданиях.

У меня в последнее время стало складываться впечатление, что вузы уверенно превращаются в фабрики по производству научных публикаций со всеми сопутствующими атрибутами – производственным планом, бюджетом, отчетностью.

В общем, перефразируя старый анекдот, можно утверждать, что «доцент нынче – не читатель,  доцент – писатель».

Евгений Белый, доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор телеграм-канала «Наука и университеты»

Читайте больше материалов на нашем сайте