Введение.
Светодиодные лампы, LED лампы… Сегодня практически каждый автолюбитель либо имел опыт установки подобных изделий, либо, как минимум, слышал о них и, возможно, задумывался о том, чтобы их приобрести.
Но, что парадоксально, несмотря на настоящий «бум» и шумиху вокруг LED-света , вопросов и «темных пятен» в этой теме гораздо больше, чем ответов.
Целью данной статьи будет попытка разобраться в нынешнем развитии светодиодных ламп, причинах их распространенности, плюсах и минусах, а так же мы попробуем сделать выводы о том, есть ли у данных ламп будущее.
Статья написана нами для рядовых автомобилистов, чтобы помочь им понять, стоит ли сейчас покупать такие лампы и есть ли смысл ожидать их качественного развития в будущем.
Перед началом основной части статьи сразу хотим сделать ремарку: речь пойдет о светодиодных лампах в галогенный цоколь, то есть H1, H4, H7, H11 и т.д., но поскольку автомобильной оптики, предполагающей изначально с завода установку каких-либо светодиодных ламп не существует, то в дальнейшем будем именовать их просто: светодиодные лампы.
История появления LED-ламп и причины их популярности.
Сложно сказать, когда именно появились первые светодиодные лампы и кто их изобрел. Приблизительно можно назвать 2012-2014 годы, когда в автомагазины хлынули «ранние версии» LED-ламп.
В подавляющем большинстве случаев они были неспособны обеспечить качественный свет в силу таких конструктивных особенностей как размер корпуса, форма и количество светодиодов, их цветовая температура, отсутствие драйвера. Крайне низкой была и надёжность – такие лампы, зачастую, выходили из строя уже через несколько дней.
Однако, несмотря на это, они продолжали пользоваться спросом. В чем же причины того, что LED-лампы продолжали покупать? Кому и для чего они были нужны? Попробуем разобраться.
Основных причин было и есть несколько:
1. Уже в то время (2012–2014 гг) с завода на премиальные марки автомобилей устанавливался штатный светодиодный головной свет. Про ксенон и вовсе нечего говорить — им автомобили начали оснащать еще с середины 90-х. Зачастую именно желание иметь свет «как у старших» подталкивало обладателей бюджетных авто покупать эти лампы.
2. Вторая причина особенно актуальна для тех автомобилей, у которых замена ламп головного света усложнена в связи с конструктивными особенностями машины. К примеру, на некоторых моделях для этого нужно снять фару и бампер. Именно поэтому многие автомобилисты покупали LED-лампы, рассчитывая на то, что срок их службы будет во много раз больше галогенной лампы.
3. Если автолюбитель твердо решился избавиться от галогена, то выбор в пользу установки светодиодных ламп вместо ксенона зачастую делался из-за элементарной простоты установки. Действительно, в большинстве случаев замена галогенной лампы на светодиодную занимала буквально несколько минут.
Ксенон же всегда требовал подбора блоков розжига (и выделения места под их установку), изменения проводки и т.д.
4. Очень многие продавцы LED-ламп активно оперировали мифом о том, что их установка и использование полностью законны, т.к. запрещен только ксенон.
Плюсы и минусы светодиодных ламп
Теперь же предлагаем разобраться с вышеприведенными предположениями. Давайте сначала опишем реальные плюсы, которыми обладают светодиодные лампы:
1. Длительный срок работы. Действительно, полупроводниковый источник света может работать десятки тысяч часов при соблюдении условий эксплуатации, а также при наличии качественного драйвера и эффективного охлаждения;
2. Простая установка, зачастую заключающаяся лишь в банальном демонтаже галогенной лампы и установке в штатное место светодиодной;
3. Эстетическая составляющая. Холодный белый свет и мгновенно вспыхивающие при включении лампы – всё это выгодно отличает светодиодные лампы от галогена;
4. Значительный прирост яркости светового потока по сравнению с галогенными лампами
Внешний вид автомобиля сразу становится более «премиальным» со светодиодными фарами
К сожалению, светодиодные лампы не лишены недостатков. Большая часть из них относится, тем не менее, к некачественным дешевым LED-лампам, которыми заполнены популярные торговые площадки:
1. Стабильность и долговечность. Светодиод питается силой тока, которая должна быть ограничена на требуемом уровне при помощи специального сложного устройства – драйвера.
Некачественные светодиодные лампы не оснащены полноценным драйвером, из-за чего потребляемый светодиодами ток прыгает вместе со скачками напряжения в бортовой сети автомобиля (12-15 вольт), чипы в таких лампах быстро перегреваются, деградируют, начинают моргать, а потом и гаснут. Производители подобных изделий почти никогда не указывают никакой информации о том, какой драйвер и на каких компонентах установлен (и установлен ли вообще) в конкретной лампе, поэтому срок службы такой лампы непредсказуем;
2. Громоздкость конструкции. К сожалению, светодиоды подвержены значительному нагреву во время работы.
Это вынуждает производителей ламп оснащать их различными системами охлаждения. Это может быть веер из алюминиевых “лепестков”, вентиляторы, радиаторы и т.д.
Качественные LED-лампы высокой мощности (от 25 Вт и выше) нуждаются в еще более эффективном охлаждении, что может решаться либо с помощью качественного кулера, либо с помощью дорогостоящих светодиодов в совокупности с качественными материалами самой лампы которые хорошо отводят тепло, и с продуманной конструкцией радиатора, который сможет отводить большое количество тепла от ярких светодиодов. Из этого следует несколько выводов: лампы с кулером больше боятся пыли и влаги так как кулер может забиться, поэтому такие лампы подойдут в фары, у которых обеспечена хорошая герметичность.
В то же время лампы с качественным пассивным охлаждением дороже, но зато имеют более долгий срок службы и не так боятся влаги с грязью.
Более того, наличие громоздкого охлаждения на многих моделях светодиодных ламп зачастую вынуждает автовладельца искать альтернативные решение крышек фар, так как штатные уже могут не закрыться из-за выпирающей системы охлаждения лампы. Это, конечно, зависит от конструкции фары конкретного автомобиля.
3. В большинстве случаев LED-лампы на своей упаковке не имеют информации о том, где, кем и как произведены, а указанные характеристики часто являются обманом и вводят в заблуждение.
4. Достаточно высокая цена. На первый взгляд может показаться, что цены на многие модели LED-ламп весьма демократичны.
5. Если производитель ламп заботится лишь о яркости и не учитывает геометрию источника света, то такие лампы будут слепить встречных водителей, поскольку большой чип будет отличаться по размеру от нити накала галогенной лампы, а значит, давать неправильное пятно света.
Практически все LED лампы малоизвестных брендов будут обладать изложенными в статье недостатками, наиболее критичными из которых будет являться низкая надежность, неправильная граница света и тени и слабый «полезный» световой поток (на дороге), что делает их установку бессмысленной и даже опасной.
Действительно качественные лампы, которые будут светить ярче галогена, иметь правильную СТГ и хороший драйвер – как правило, стоят в 2-4 раза дороже топовых галогенных ламп аналогичного цоколя.
Высокая стоимость, однако, компенсируется более длительным сроком работы службы по сравнению с галогенными лампами.
Установка LED ламп в галогенную фару по-прежнему является нарушением ПДД и КоАП РФ. К счастью, степень ответственности изменилась в 2019 году. До этого установка LED-ламп зачастую каралась по п.3 ст.12.5 КоАП РФ по параметру «режим работы», что предусматривало лишение прав на срок 6–12 месяцев. В 2019 году Верховный Суд РФ дал разъяснения по поводу того, что лишение прав возможно лишь при одновременном нарушении режима работы и цвета огней. То есть если у Вас установлены светодиодные лампы белого или желтого цвета — квалифицировать данное нарушение будут по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ, которая ссылается на перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация авто. В частности, к одному из таких пунктов относится «тип внешних световых приборов, который не соответствует требованиям конструкции транспортного средства», что карается штрафом в 500 рублей.
Таким образом, мы выяснили, что светодиодные лампы имеют множество плюсов, но также не лишены значительных недостатков.
Начало больших перемен в истории LED-ламп
Ситуация начала коренным образом меняться, когда в сегмент светодиодных ламп начали заходить известные производители автосвета — в их образцах светодиодных ламп многие недостатки были сразу устранены.
В таких лампах уже были качественные драйверы, что обеспечивало большой срок службы, правильная граница света и тени, полная совместимость со штатной проводкой автомобиля, хорошее охлаждение, а также полная и прозрачная информация о типе ламп и их характеристиках. Порой, все же, для установки LED лампы, может понадобиться помощь специализированных установочных центров, так как в данный момент говорить о 100% совместимости нельзя. Дело в том, что на рынке существует очень большое количество автомобилей, у которых разные конструкции фар либо свои алгоритмы подачи тока на лампу, поэтому в определенных случаях могут понадобиться переходники на лампу, специальные обманки бортовой сети либо перепрограммирование "мозгов" автомобиля.
До недавнего времени, оставались нерешенными в основном две проблемы:
- Высокая стоимость;
- Незначительное преимущество в освещении по сравнению с хорошими галогенными лампами.
Светодиодные лампы головного света Osram
Конечно же, мы не могли остаться в стороне, и наш ассортимент светодиодных ламп головного света в настоящее время представлен широкой линейкой:
Немаловажное преимущество — официальный онлайн-магазин. Это полностью избавляет от риска покупки подделки, в отличие от ламп некоторых других производителей.
По тестам, которые проводят пользователи и размещают результаты в Сети — уже можно видеть, что LED-лампы, установленные в фары популярных на российских дорогах автомобилей, имеют преимущество по сравнению с галогенными лампами, а также обеспечивают правильную светотеневую границу.
Тем не менее, «эталоном» в оптике автомобилей, имеющей маркировку H1, H4, H7 и т.д., всё же является галогенная лампа. Поэтому стоит ли покупать и устанавливать светодиодные лампы — каждый водитель решает сам, и опираться тут нужно на следующие нюансы:
— Согласно КоАП РФ устанавливать светодиодные лампы в галогенную оптику нельзя. Однако на практике нужно учитывать региональную специфику — в ряде областей России сотрудники ГИБДД не штрафуют водителей автомобилей с установленными LED лампами, при условии, конечно, отсутствия ослепления;
— Автовладельцу, который решил приобрести LED лампы, нужно уточнить некоторые вопросы, связанные с их установкой. В частности — помещается ли лампа в фаре с учетом того, что крышка должна быть закрыта (светодиодные лампы, как правило, больше галогенных за счет системы охлаждения), где разместить драйвер светодиодной лампы, совместима ли проводка и ЭБУ автомобиля с LED-лампой (возможно, потребуется переходник, обманка и т.д.). Если автовладелец не уверен в своих знаниях и силах — правильным решением будет обратиться в специализированный сервис;
— При выборе ламп следует ориентироваться на характеристики, которые были освещены выше в данной статье. Лампы обязательно должны иметь качественный драйвер, хорошую систему охлаждения. При установке в автомобильную фару — качественные LED-лампы должны обеспечивать светотеневую границу, аналогичную стандартной галогенной лампе, не должно быть “паразитных” засветок, которые ведут к ослеплению встречных водителей. После установки светодиодных ламп — фары обязательно должны быть отрегулированы на специализированной СТО;
— Если решение перейти на LED принято окончательно, то выбор следует делать в сторону качественных ламп от мировых лидеров в области автосвета. Устанавливая светодиодную лампу малоизвестного бренда с непонятными характеристиками и, как правило, низким качеством изготовления, автовладелец рискует получить в результате неправильную светотеневую границу, слабый световой поток и короткий срок службы такой лампы.
Выводы
По итогам всего вышеизложенного, мы постараемся сделать выводы касательно того, нужны ли вообще светодиодные лампы в 2021 году, и если да, то кому?
В статье мы привели достаточно аргументов того, что определенно нужны. Прежде всего, об этом сигнализирует тот факт, что лидеры в сфере автомобильного света активно инвестируют в разработку и выпуск своих светодиодных ламп в цоколе «под галоген».
Действительно, по дорогам нашей страны колесят миллионы автомобилей, имеющих галогенную оптику.
Многие из них хотели бы улучшить свет своих фар. К тому же, светодиодная оптика постепенно перестаёт быть уделом премиальных моделей авто и проникает даже в бюджетный класс новых автомобилей (например, им с завода комплектуется Volkswagen Polo последнего поколения). Совершенно очевидно, что LED-оптика (в различных вариантах её исполнения) стремительно вытесняет как галоген, так и ксенон. А раз на подобные решения формируется огромный спрос — мы точно можем рассчитывать на продолжение качественного развития светодиодных ламп и снижения их стоимости относительно галогенных.
Конечно, LED-лампы всё ещё не избавились от ряда недостатков. Прежде всего, это цена, некоторые конструктивные особенности и штрафные санкции за использование на дорогах общего пользования. Да и конкурирующие решения тоже развиваются – речь о Bi-LED и Bi-Xenon модулях, хотя они и стоят гораздо дороже и требуют установки в специализированных сервисах.
Но ситуация с LED-лампами начала стремительно меняться с приходом известных производителей в эту нишу. За короткое время были достигнуты впечатляющие результаты в плане соотношения цены/итогового результата. И в ближайшие годы мировые лидеры в сфере производства и разработки автосвета будут продолжать совершенствовать светодиодные лампы, делая их ещё доступнее и эффективнее для всех автовладельцев.