Согласно исследованиям, проведенным в Университете Стратклайда, люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта менее восприимчивы к газетным уткам.
В ходе исследования участникам было предложено прочитать серию новостей в социальных сетях и определить, являются ли эти новости реальными или вымышленными, кратко обосновав свои ответы. Также их попросили пройти тест для определения эмоционального интеллекта (EQ или эмоциональный коэффициент), а затем задали ряд вопросов об оценке достоверности каждого новостного репортажа.
Исследователи обнаружили, что правильно определившие тип новостей люди чаще всего набирали высокие баллы при тестировании на EQ. Аналогично связаны правильная идентификация и уровень образования.
Научный эксперимент, проведенный исследователями Школы психологических наук и здоровья Стратклайда и Школы правительства и государственной политики, был опубликован в журнале PLOS ONE.
Доктор Тони Андерсон (Tony Anderson), старший преподаватель психологии в Стратклайде и партнер по исследованию, пояснил: «Фальшивые новости в социальных сетях в настоящее время являются серьезной общественной и политической проблемой. Научные работы по решению этой задачи все еще находятся в зачаточном состоянии, но последние исследования начали фокусироваться на психологических факторах, которые могут сделать некоторых людей менее восприимчивыми к фальшивым новостям.
Мы оценивали, способны ли люди лучше игнорировать эмоциональное содержание таких статей и насколько хорошо они могут оценивать достоверность информации. Хотя отличить реальные новости от фейковых было непросто, в среднем участники с большей вероятностью принимали верные решения. Предыдущие исследования показали, что люди могут повысить свой уровень эмоционального интеллекта. Благодаря этому они могут с большей долей вероятности определить, какие новости являются достоверными, а какие — вводящими в заблуждение».
Участникам были представлены реальные и поддельные новостные статьи по таким вопросам, как здоровье, преступность, финансовое неравенство и окружающая среда. В вымышленных материалах присутствовали такие элементы, как эмоциональный язык, недостаточно полная информация и отсутствие источников.
Люди, которые ошибочно полагали, что сфабрикованные истории были настоящими, так комментировали свой выбор: «У меня есть такой личный опыт»; «Мои дети в таком же положении, поэтому я прекрасно это понимаю»; «На графике все показано» и «Автор поста имеет те же мысли, что и я». Те, кто правильно определил вымышленные истории, объясняли это так: «В тексте эмоциональный/претенциозный язык»; «Устрашающая статья без данных»; «Источник не является официальным научным или правительственным» и «Создает впечатление скорее разглагольствования».
Перевод: Полина Кашина.
Редактор: Мария Беликова.
Дизайн: Алиса Панченко.