1I/Оумуамуа (ранее C/2017 U1 (PANSTARRS) и A/2017 U1) — первый обнаруженный межзвёздный объект, пролетающий через Солнечную систему. Был открыт 19 октября 2017 года, на основе данных телескопа Pan-STARRS. Первоначально Оумуамуа считался кометой, но спустя неделю он был переклассифицирован как астероид. Это первый открытый объект нового класса гиперболических астероидов. Оумуамуа — так звучит на гавайском языке название космического гостя, оказавшегося в нашем мире, что называется, проездом. И в дословном переводе означает: «Посланник, прибывший первым издалека». Гавайское название появилось вполне заслуженно. Ведь обнаружили Оумуамуа астрономы из Гавайского университета, которые наблюдали за небом с помощью гавайского телескопа Pan-STARRS 1, высматривая околоземные объекты по заданию NASA. Роберт Урик — планета должна знать своих героев — первым обратил внимание на объект, двигавшийся по направлению к Солнцу с огромной скоростью 87,3 километра в секунду. Он увидел объект 19 октября 2017 года, когда тот находился на расстоянии примерно 0,2 астрономической единицы (АЕ) от Земли. АЕ — это расстояние между Землей и Солнцем.
Дополнительные наблюдения, проведенные с помощью телескопа VLT Европейской южной обсерватории, выявили: у тела нет никаких признаков комы — газовой оболочки вокруг ядра. Значит, это, скорее всего, астероид. Двигался он со скоростью 26 километров в секунду.
Месяц спустя группа исследователей из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (США) установила, что у астероида вытянутая сигарообразная форма (длина — 230 метров, диаметр — 35) и красноватый оттенок. Последнее обстоятельство может указывать на то, что на поверхности есть органические вещества, например толины, образующиеся из-за воздействия космических лучей на лед, если в нем есть простые органические соединения.
По мнению специалистов Европейской южной обсерватории и Института астрономии на Гавайях, длина Оумуамуа немного больше — четыреста метров, но диаметр в десять раз меньше. Кроме того, ученые предположили, что на поверхности небесного тела есть летучие вещества и лед, но под толстым слоем космической пыли. При приближении к Солнцу этот лед начнет таять, и космическая корка сломается. Поэтому вот уже три года астрономы не прекращают наблюдать за таинственным объектом.
Дальнейшие наблюдения, в которых были задействованы многочисленные телескопы, включая так называемый Очень большой телескоп Европейской южной обсерватории в Чили, позволили прикинуть траекторию объекта. Она была гиперболической. А это свидетельствовало о том, что в поле зрения попал «пришелец» из какой-то другой звездной системы
— Мы предполагали, что подобные объекты могут существовать, — заявлял тогда Томас Цурбахен, один из научных руководителей в NASA, — и вот впервые увидели один из них. Это историческое открытие
Сначала астрономы причислили «пришельца» к кометам, присвоив ему условное обозначение
C/2017 U1 — с «кометным» индексом С. Правда, ни ядра, ни хвоста они так и не увидели. И в итоге переквалифицировали объект в межзвездные астероиды — A/2017 U1. Однако название ему утвердили с явным намеком на братьев по разуму — Оумуамуа, которое, как теперь выяснилось, было куда ближе к истине, чем любое другое.
Странности, обнаруженные вскоре, дали старт спорам, которые не прекращаются и поныне. Спорят не абы кто, а серьезные ученые.
Энтузиасты считают «Посланника, прибывшего первым издалека» космическим кораблем, потерявшим управление. Или, на худой конец, автоматическим разведывательным зондом. Возможно, сломанным.
Для скептиков залетевший в Солнечную систему объект не более чем астероид. Пусть и немного странный.
«Предводитель» энтузиастов — не полусумасшедший уфолог. А профессор Абрахам (Ави) Леб из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики — член президентского совета по науке и технологиям (США), академик Международной академии астронавтики. С самого начала «визита» он отстаивал идею о том, что «посланник» — рукотворный.
Недавно вышла в свет его книга Extraterrestrial: The First Sign of Intelligent Life Beyond Earth («Межзвездное: первое свидетельство разумной жизни вне Земли»). Ученый собрал в ней все доводы в пользу того, что Оумуамуа создали и послали к нам инопланетяне. То ли случайно, то ли намеренно. Вот какие аргументы он приводит:
1. Астероиды не бывают цилиндрическими
Еще в 2017 году, сославшись на исследования все того же Института астрономии на Гавайях, в NASA сообщили: так называемый астероид — этот A/2017 U1 — в 10 раз больше в длину, чем в ширину.
Ученые, которыми руководила Карен Мич, определили, что объект вращается — делает один оборот каждые 7 часов 18 минут. И становится при этом то в 10 раз ярче, то тусклее. А это и свидетельствовало о том, что форма у объекта сильно вытянутая — сигарообразная, возможно, даже цилиндрическая. А сам он красный.
— Таких астероидов еще никто и никогда не видел ни в нашей Солнечной системе, ни по соседству, — разделил изумление коллег Поль Чодас — один из руководителей Центра NASA по изучению околоземных объектов.
Длину цилиндра первоначально оценили в 400 метров, диаметр соответственно — в 40. Но потом и то, и другое в NASA увеличили в два раза: до 800 и 80 метров соответственно.
Свое недоумение цилиндрической формой астероида выразил и доктор Джейсон Райт — астроном из Университета Пенсильвании. Он первым предположил, что Оумуамуа — это космический корабль, который потерпел аварию. Леб подхватил и творчески развил эту плодотворную идею.
Энтузиасты, конечно же, припомнили Артура Кларка и его научно-фантастический роман «Свидание с Рамой». Писатель оказался почти провидцем.
В романе объект, названный Рамой, тоже прибыл из глубин галактики, тоже влетел в Солнечную систему, тоже оказался цилиндрической формы, тоже был обнаружен службой, занятой поиском опасных астероидов, — Космическим патрулем. И самое главное: его тоже первоначально приняли за астероид.
Правда, габариты у Оумуамуа не те. Рама у Кларка был гораздо больше — гигантским космическим кораблем длиной несколько десятков километров, предназначенным для длительных путешествий.
Разница еще и в том, что до Рамы люди добрались. До Оумуамуа уже не смогут. Улетел и не догнать.
В 2020 году Леба и его сторонников огорчили исследователи из Академии наук Китая и Калифорнийского университета — объяснили, каким образом Оумуамуа стал цилиндрическим. Его, мол, «растянули» гравитационные силы. Как утверждают Дуглас Лин и его китайский коллега Юн Жэнг, такое вполне могло случиться в тот момент, когда объект пролетал рядом с каким-нибудь массивным телом — черной дырой, звездой или даже крупной планетой.
Моделирование, которое провели ученые, продемонстрировало: изначально Оумуамуа имел вполне астероидную форму. То есть был ничем не примечательной глыбой. Летел куда-то. В непосредственной близости от некой звезды его начало корежить. В результате чего глыба разогрелась, местами расплавилась и разрушилась на множество фрагментов. Они полетели дальше уже в виде вытянутой группы. Через какое-то время осколки слиплись, остыли, образовав объект сигарообразной или цилиндрической формы.
Естественное возражение: где другие сигары и цилиндры, которые, согласно новаторским утверждениям американцев и их китайских коллег, должны образовываться миллиардами? Почему не мелькают мимо нас? Только один Оумуамуа и заявился. Словом, предложенный процесс растягивания астероидов энтузиастов не убедил.
2. Астероиды сами собой не ускоряются
Самый солидный довод разумного происхождения инопланетного гостя Лебу предоставили специалисты Европейского космического агентства (ESA) и NASA — 17 человек опубликовали в журнале Nature статью с весьма конкретным заголовком Non-gravitational acceleration in the trajectory of А/2017 U1 (Oumuamua). Из нее следовало, что Оумуамуа летел не по баллистической траектории, словно выпущенный из пушки снаряд, а время от времени ускорялся. Будто бы включал двигатели. И в итоге двигался иначе, чем следовало бы по законам Кеплера — законам небесной механики.
«Наши высокоточные измерения показали: что-то еще, помимо притяжения Солнца и планет, влияло на движение Оумуамуа», — эти слова Марко Мичели из Европейского космического агентства ESA приводил сайт NASA.
— Мы нашли однозначные следы того, что траектория движения Оумуамуа определялась не только гравитацией, — вторил коллеге Гарольд Вивер из Лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса.
Значит, «пришелец» все-таки был космическим кораблем? Ну, а чем еще? Раз он самостоятельно периодически ускорялся.
И тут, правда, нашлись недоверчивые. Американцы и китайцы — авторы гипотезы о естественном происхождении и удлинении Оумуамуа — выступили с утверждением, что создавать тягу время от времени могли реактивные струи пыли и газов, которые вырывались из-под нагревавшейся поверхности астероида, когда тот пролетал рядом с мощными источниками тепла. Например, мимо каких-нибудь звезд. В этом он был подобен комете.
Откуда взялись летучие вещества, формировавшие реактивные струи? Были запечатаны под поверхностью объекта, когда тот вытянулся и застыл.
Возражение Леба: и в самом деле бывает, что кометы испускают реактивные струи вещества. Но почему тогда, минуя Солнце, стремительный Оумуамуа так и не выпустил ни одной струи? По крайней мере ничего подобного замечено не было.
Гарвардский профессор вместе со своим коллегой Шмулем Байали опубликовали работу, в которой отвергли гипотезу о реактивных струях. И предложили свою — альтернативную. Посредством сложных вычислений ученые доказали, что Оумуамуа мог ускоряться иначе — не включая никакие двигатели, в том числе и реактивные. А за счет светового давления. Свет звезд, встреченных по пути, давил на парус — космический парус: эдакую прочную металлизированную пленку огромной площади, толщиной примерно 0,5 миллиметра. Ведь из расчетов выходило еще и то, что «межзвездный объект» был слишком легким для той площади, которую он занимал, — в 10 раз легче, чем должен был быть. Такое возможно в том случае, если бы часть Оумуамуа составляла некая обширная и легкая конструкция. То есть парус. И необязательно прямоугольный. Он мог быть в виде полого конуса. Или некой причудливой оболочки.
3. Астероиды не бывают такими яркими
И последний на сегодняшний день довод: Оумуамуа — неестественно яркий. Его поверхность отражает в 10 раз больше света, чем любой из известных астероидов. А стало быть, объект явно не каменный, как все они. И не пыльный.
Ко всему прочему, Карен Мич — та исследовательница, которая выявила цилиндрическую форму «астероида», заявляла, что он, похоже, имеет металлическую поверхность сложной формы.
Споры продолжаются. Скептики время от времени огорчают Леба, но и он не сдается. Вот книгу написал, выступает с лекциями — кстати, небесплатными. И люди его слушают. Ведь куда интереснее верить в братьев по разуму, отправивших Оумуамуа в полет, чем считать его банальным астероидом.