Найти тему
Pro-personal.ru

Виды и формы делового общения

Оглавление

Когда необходимо решить производственную задачу, наладить бизнес-партнерство или научное сотрудничество, обычного «бытового» взаимодействия недостаточно — нужны навыки бизнес-коммуникации. Что это за инструмент, и в каких формах реализуется деловое общение — рассказываем далее.

Что такое деловое общение

Деловое общение — разновидность коммуникации, связанная с тем или иным видом деятельности, каким-либо продуктом или производственным вопросом. При этом всегда есть нацеленность на достижение определенного экономического результата. Это, пожалуй, главное отличие такой формы от межличностных взаимоотношений.

Главным признаком делового общения является то, что оно строго регламентировано, базируется на четких принципах. Вот они:

● Все участники имеют общую цель — продуктивное сотрудничество

● У взаимодействующих людей хорошее взаимопонимание в рамках обсуждаемого дела.

● Партнеры выступают значимыми личностями друг для друга.

Если участники коммуникации нацелены на эффективное решение задачи, в деловом общении они должны:

● высказываться поочередно, выслушивая друг друга;

● придерживаться этических и моральных норм;

● аргументировать свою точку зрения;

● прилагать усилия для достижения взаимопонимания.

Особенности делового общения — кратко о важном

Сталкиваясь в процессе своей деятельности с различными задачами, люди, так или иначе, взаимодействуют между собой, поэтому может показаться, что работает только межличностная коммуникация. На самом деле, хоть личное и деловое общение действительно тесно переплетаются, это разные процессы. В первую очередь потому, что правильно выстроенное деловое общение выполняет сразу несколько функций, которые важны для достижения результата.

Коммуникативная . Участники обмениваются знаниями. При этом важно, чтобы каждый был сконцентрирован на теме обсуждения, был глубоко в нее погружен.

Интерактивная . Взаимодействуя, участники имеют возможность анализировать не только аргументы, но также действия друг друга. То есть коммуникация становится «многомерной».

Перцептивная . Получая информацию и наблюдая за другими, участники могут «примерять» их к себе, накладывать на свой личный опыт. Это стимулирует личностный и профессиональный рост.

Статьи по теме на сайте:

· Офисный дресс-код

· Социально-психологический метод управления

· Система управления персоналом

· Эффект Даннинга-Крюгера: как распознать у работника

· Корпоративная культура организации

Виды делового общения

Различают несколько разновидностей. Вот как можно классифицировать деловое общение , в зависимости от основных характеристик .

· По форме речи: устное, письменное.

· По направленности: монологическое, диалогическое.

· По числу участников: публичное, межличностное.

· По степени взаимодействия: прямое, опосредованное.

· По расположению в пространстве: контактное, дистанционное.

Нельзя сказать, что какой-то определенный вид более важен или предпочтителен. Выбор зависит от того, что является предметом делового общения, к какому результату стремятся участники.

Основные формы делового общения

Формы делового общения — это, по сути, варианты его практического применения. Вот какие встречаются на практике чаще всего:

Беседа. Наиболее распространенная форма, во многом потому, что подразумевает много свобод. Может проходить как по строгому регламенту, так и неформально. Возможно разное число участников.

Совещание. Это групповая коммуникация, которая предполагает четкий регламент. Чаще всего принятые решения, а также сам процесс обсуждения протоколируются.

Переговоры. Здесь наиболее очевидна нацеленность на результат: получение каких-либо выгод, предупреждение потерь, заключение контрактов и т.д. Участники могут быть партнерами или конкурентами. Вести переговоры можно как устно, при личной встрече, так и письменно.

Публичное выступление. Может преследовать информационную, рекламную или просветительскую цель. Наиболее часто реализуется на массовых мероприятий, но может дать хороший результат и в рамках одного предприятия. Например, во время тимбилдингов или брейн-стормов.

Сегодня наиболее распространенной формой делового общения является переписка. Она может быть как письменной, так и электронной. Может проходить в формате обсуждения, переговоров, информирования, обмена важными документами.

Удачный выбор формы коммуникации — важная составляющая успешного достижения бизнес-целей. При этом нельзя говорить о безоговорочном преимуществе одних форм над другими. Специфика делового общения в том, что от участников требуется определенная гибкость, способность переходить на разные способы коммуникации в зависимости от того, как разворачивается ситуация и какие качества проявляют собеседники.

Данную полную статью вы можете найти на портале для специалистов по кадрам от журнала "Справочник кадровика", также скачать нужные образцы документов.
Хотите первыми знать самые важные изменения в кадровой сфере?
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал "Pro-personal.ru" .