Размышляя над тем или иным явлением, событием или предметом мы склонны фокусироваться на каком-то одном аспекте или характеристике.
В сущности в этом нет ничего удивительного, наш мозг привык оперировать какой то одной характеристикой предмета. Вы произносите слово “стол” и вам сразу представляется определенный образ, главной характеристикой которого является наличие вертикальной столешницы. Все остальные особенности могут быть абсолютно разными, но мы безошибочно идентифицируем предмет, как стол только по одному признаку.
В ситуациях стресса или опасности происходит, так называемое, “туннелирование” восприятия, мышления, памяти. Если за нами гонится хищник, нам нет нужды отвлекаться на то, какие у него красивые лапы или как прекрасен окружающий нас пейзаж. Мы не будем задумываться о курсе акций на бирже, а сосредоточим свои мысли на том, как бы нам избежать встречи с преследователем. Аналогично и с памятью, все ресурсы окажутся сосредоточены на том, чтобы вспомнить выход из ситуации.
Таким образом, фокусировка является для нас очевидным эволюционным плюсом.
Но, этот эффект может таить в себе и опасности принятия не самых правильных и эффективных решений. И производители рекламы активно пользуются этим, используя приемы для того, чтобы сосредоточить ваше внимание на одном свойстве продукта. Конечно, том, которое будет наиболее выгодно демонстрировать рекламируемый товар.
Кроме того, эффект фокусировки на одной стороне вопроса может не позволить вам использовать другие возможности. История знает массу примеров, когда компании сосредотачивая все усилия на отдельном рынке упускали из виду смежный, сулящий, если не большие, так, по крайней мере, сопоставимые прибыли. Достаточно вспомнить хотя бы Microsoft, гиганта операционных систем для настольных ПК, вчистую проигравшую битву за рынок операционных систем для мобильных устройств. И так до сих пор и не сумевшую получить на нем хоть сколько-нибудь заметной доли.
Но главная опасность этого эффекта кроется в ситуациях, когда мы сосредотачиваемся на угрозе. Во-первых, мы можем упустить наличие других угроз и понести неоправданные потери или даже потерпеть крах. Во-вторых, мы начинаем тратить на предотвращение опасности неоправданно большие ресурсы. А иногда и вовсе отказатся от действий.
Особенно это заметно при старте новых проектов. Например, ко мне обратились предприниматели с идеей открыть клуб для встречь, но при этом они так много времени уделяли выбору места для клуба, опасаясь, что потенциальным участникам будет сложно добираться или возникнут места с парковкой. Что к тому времени, когда им наконец удалось снять подходящее по их мнению помещение, большинство инициаторов уже успели охладеть к самой идее такого клуба.
Или один из моих знакомых настолько опасался, что при запуске нового проекта его может обмануть партнер, причем речь шла не о каком то конкретном партнере, а, вообще, о необходимости обезопасить свои вклады в проект. Что, в результате, подготовил с юристами такой проект договора, что найти желающего его подписать не удалось. Стоит ли говорить, что взаимовыгодная возможность рассеялась, как дым, несмотря на затраченные месяцы работы над проектом.