Представить себе сейчас, что мы не можем купить батончик Snickers или пойти в Макдональдс так же сложно как представить Россию без зимы. Нам выпало жить в удивительное время, когда ещё живо поколение, не помнящее мировых брендов на наших рынках. И одновременно с ним уже выросло поколение не понимающее, что такое вообще пустые полки в магазинах. Сегодня у нас в стране наступило изобилие. И это не фигура речи. Это объективная реальность. Зайди в любой магазин и одних только соков увидишь десять видов от разных производителей.
Хотел бы я сказать, что тот временной отрезок с пустыми полками мы проскочили как-то незаметно, но не скажу. Потому что конец 80-х, когда товары из-за границы только начали к нам поступать был совсем не незаметным. Это было насыщенным временем, из которого потом и вылупились 90-е.
Мне приходилось сталкиваться мнением, что огромную империю мы все променяли на джинсы и пачку жевательной резинки, но тут возникает вопрос. А зачем нужна-то такая империя, которая не может обеспечить рядовые потребности и радости своим гражданам?
Когда обычные джинсы приходилось покупать за астрономические суммы. Когда пластинки с хорошей музыкой могли стоить как зарплата. На мой взгляд, такая империя не могла устоять. И не случись перестройка в 80-е, так случилась бы она в 90-е. Кто бы ни пытался мне доказать, что советская продукция была вкусна, ибо сделана по ГОСТУ, я не поверю. Ибо все эти утверждения моментально рассыпаются о данные продаж.
Ведь все эти ГОСТы никуда не делись. Но продажи-то шоколадных батончиков или газировки изготовленных мировыми брендами обгоняют отечественного производителя. И дело тут не в рекламе. Дело именно во вкусе. Выбирая между шоколадом, я отдаю предпочтение всем этим Марсам и Сникерсам. Они банально вкуснее нашего Вдохновения. Такая же история и с лимонадом, и с простыми гамбургерами. Но представить себе вот те эмоции, которые испытывали советские люди при посещении первого Макдональдса, я не могу.
Это было больше чем поход в новый ресторан. Это было прикосновением к чему-то запретному и от того ещё более вкусному. Тем более никаких аналогов-то у Макдональдса не было в СССР. Поэтому люди шли туда нескончаемым потоком приученные системой, что если сегодня что-то не урвать, то завтра этого может уже не быть. И эти снимки наглядно иллюстрируют всю убогость позднего СССР. Вот то государство, которое во времена Сталина могло диктовать всему миру свою повестку дня, к 80-м скатилось на уровень какой-то африканской республики. Иначе бы люди не теряли гордость и не выстраивались бы в такие очереди. Именно руководители Советского Союза и сделали наших людей вот такими голодными. И не мы променяли империю на колбасу и жевательную резинку. Нет, её променяли наши советские руководители, начиная с Хрущева.
Смотрите, какие восхитительные кадры сделал фотограф. Это просто праздник какой-то. Как внимательно люди рассматривают и читают названия. Как прикасаются к непривычным этикеткам. Полмира к тому времени смотрели на всё это равнодушно, но у нас-то ничего подобного не было. И потому вся это продукция вызывала нездоровый ажиотаж, смешанный с восхищением. И как мне сейчас кто-то не пытается доказать, что СССР был прекрасной страной, я всегда вспоминаю, что там не было вот такого вкусного шоколада. А если там не было такого вкусного шоколада, то значит, дети там были несчастливы.
Пицца. Какое простое слово. Я прямо сейчас могу набрать номер и заказать себе её. Впрочем, можно уже даже и номер не надо никакой не набирать. Достаточно открыть приложение в телефоне и всё будет. Привезут, куда я укажу. Только успевай деньги платить.
Но ведь ещё 30 лет назад пицца была диковинкой. При этом данный продукт не требует каких-то фантастических кулинарных знаний. Её в принципе любой человек может готовить дома. Но самый кайф же именно в том, что ты её заказываешь и тебе привозят. Буржуйство? Нет, совсем нет. Это удовлетворение своих потребностей. Почему никому в голову не приходило из руководителей в СССР, что такая штука нужна простому народу? Почему его лишали этого? Ответ мне неизвестен, но во всякую ерунду про особый путь не верю. Если бы был какой-то особый путь, то он был бы врожденным. И в таком случае сейчас бы все эти пиццерии не пользовались бы спросом.
Занятно, что сейчас мы все привыкли к рекламе. Её много и она повсюду. Кое-где надо бы даже сократить. Но в 90-е все эти рекламные щиты воспринимались как нечто нормальное. Как признак настоящей свободы. О каком-то вкусе речь не шла. Я сейчас не о вкусе продукции веду речь. Я об эстетике. Всё-таки лепить на памятники архитектуры какие-то вывески неправильно. Но мы же действительно были все дикими 25 лет назад. Мы только учились жить и не понимали, что реклама это далеко не всегда хорошо. Вот наконец-то вроде бы научились.
Сегодня подобные ларьки уже и не встретишь. Тем более в центре Москвы. Она очень похорошела. Я туда больше двадцати лет регулярно катаюсь и вижу изменения. Но тут занятны названия вкусностей на ларьке. То, что для моих детей что-то естественное и неудивительное для меня было волшебным. Разве это нормально? Я уверен, что нет.
Глядите, какие замечательные билборды с рекламой. Нет, я не говорю о том, что они и сейчас должны стоять повсюду. Я о том, что это фото отражает дух эпохи. Ведь 90-е и такими были. Наполненные вкусом иностранных товаров. Нельзя их рисовать исключительно в мрачных тонах.
Сегодня Россия является огромным рынком сбыта различной продукции. Но главное, что я вижу в этой истории так это то, что у нас научились производить и что-то своё. Изменилась сфера услуг, изменился торговля. И, на мой взгляд, все эти изменения и произошли благодаря тому, что когда-то на наш рынок пришли импортные бренды. А поскольку я стараюсь находить плюсы во всём, то и в истории распада Советского Союза они тоже имеются. Как минимум теперь нет недостатка в выборе. Вот только многим людям этот выбор недоступен, но это уже совсем другая история.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.