Найти тему
Авиахаб

Ждём очередного повышения цен на авиабилеты?

Два раза в марте 2021 года повышалась стоимость авиатоплива в аэропортах Московского узла.

Заправка авиалайнера
Заправка авиалайнера

Рост цен выглядел следующим образом (с разбивкой по аэропортам):

  • Шереметьево. Здесь основные поставщики топлива создали совместные предприятия и холдинги со структурами аэропорта, но узнать - чей керосин? - можно, информация открытая. Итак, тонна керосина от "Лукойла" с 1 марта подорожала на 6,2% и стала стоить 39,3 тыс. рублей. Такая же тонна, но от "Роснефти" стала дороже на 9,9% и в расчете обходилась авиакомпаниям уже в 40 008 руб.
    29 марта керосин от "Лукойла" добавил в цене ещё 7,1% - 42 100 руб. за 1 тонну, а от "Роснефти" плюс 8,8% - до 43 526 руб. В конце месяца также подорожал керосин у "Газпромнефти" на 10 с половиной процентов и стал стоить 41 100 руб.
  • Домодедово. Реальные поставщики топлива скрываются за ООО "Домодедово Фьюэл Фасилитис", у которого в начале месяца цена за тонну керосина поднялась на 4,7%, до 39,9 тыс. рублей, а в конце марта ещё на 5,3% - до 42 тыс. руб.
аэропорт Домодедово. Посадка на фоне сооружений топливо-заправочного комплекса
аэропорт Домодедово. Посадка на фоне сооружений топливо-заправочного комплекса
  • Внуково. Здесь также поставщиками топлива для авиакомпаний являются топливозаправочные комплексы (ТЗК), существующие в форме закрытых акционерных обществ, которые закупают керосин у реальных поставщиков и перепродают как посредники. Один из таких ТЗК, ЗАО "Авиационно-заправочный комплекс", в начале марта увеличил отпускную цену за 1 тонну керосина на 4,6% и цена стала составлять 41,3 тыс. руб. Другой внуковский ТЗК, ЗАО "Топливо-заправочный сервис", поднял прайс на 4,5% - до 47,4 тыс. руб. В конце месяца оба ТЗК увеличили цену на 0,7%, до 41,6 и 40,65 тыс. рублей.

При этом средняя температура по больнице, то есть рост цен на авиационный керосин согласно статистике от Росавиации, по России с начала года составил около 1,5%.

Далее следует ожидать роста цен на авиабилеты, поскольку топливный сбор является неотъемлемой частью стоимости перелёта, которую оплачивает пассажир. Логично ожидать, что авиакомпании не будут брать на себя увеличение топливных расходов, а переложат эту проблему на плечи конечных потребителей. Можно было бы предположить, что авиакомпании не сделают этого, а попросят у государства субсидий, но практика показывает, что субсидии и цены на билеты между собой мало связаны. Тот же "Аэрофлот" - отраслевой рекордсмен по получению денег из госбюджета в последние пару лет, но продолжает позиционировать себя как премиальный перевозчик, цены на билеты регулярно поднимает, зато, под предлогом борьбы с коронавирусом, практически убрал с рейсов полноценное бортовое питание.

Топливозаправщик в аэропорту Внуково
Топливозаправщик в аэропорту Внуково

Если же выбирать между аэропортами - откуда дешевле лететь, то и после повышения цен лидером остаётся Внуково. Там самая низкая цена за 1 тонну керосина, там авиакомпании-лоукостеры и, по всей видимости, самые низкие аэропортовые сборы. Например, перелёт из Внуково авиакомпанией "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") в Санкт-Петербург обойдётся дешевле,чем из Шереметьева самим "Аэрофлотом", хотя лететь дольше.