Партнёры – инструмент, который повышает шанс на успех. Правда, вводить этот инструмент в свой бизнес надо осторожно. Важные правила, проверенные опытом реальных предпринимателей, – далее.
Усиливает ли партнёрство бизнес?
Безусловно, партнёрство – это мощная концентрация ресурсов, опыта и знаний. При идеальном раскладе оно выгодно сказывается на развитии бизнеса.
И всё же, если вы можете избежать партнёрства – избегите. Если вы можете просто нанять человека на работу и платить ему зарплату – сделайте это. Если он для вас слишком дорог – возьмите его временным консультантом. Если и консультации не по карману, но вам нужна его экспертиза и связи – попробуйте договориться о менторстве.
Если вы можете не брать человека в долю принятия решений, распределения прибыли, ведения капитала – не берите его.
Только если вы сделали всё возможное, чтобы избежать партнёрства, но поняли, что оно неизбежно и нужно, – это партнерство действительно будет вас будет усиливать.
Основа партнёрства – чёткие договорённости
Основатель и идейный вдохновитель бизнес-клуба «Атланты» Михаил Воронин признаётся: он всегда считал, что партнёры – это зло. Они точно украдут, предадут и обманут, надо их избегать. С этими принципами он жил и работал несколько лет. Пока не поймал себя на мысли, что эмоционально не просто выдохся, а почти умер.
Так 14 лет назад Михаил впервые «впустил» в свою жизнь бизнес-партнёров. Он работал в сфере event и решился наконец разделить ответственность с кем-то ещё. Никаких договорённостей и правил игры: просто решили идти вместе и как-то поделили общую ношу. Спустя полгода кто-то из партнёров спросил, в как в случае чего расходиться и делить компанию? Найти ответ самостоятельно предприниматели не смогли и записались на сессию к профессиональному медиатору.
Михаил Воронин, основатель бизнес-клуба «Атланты»:
- Ему понадобилось задать только один вопрос: «Кто главный?». Дальше мы полтора часа кидали стульями, и я узнал о своих партнёрах намного больше, чем за первые полгода нашего сотрудничества. Партнёрство было на волоске, юрист сказал, что мы не договороспособны и отказался от нас.
Мы не сдались и решили идти до конца. Спустя полтора года родился так называемый «Договор чести»: ответы на 24 ключевых вопросов о нашем партнёрстве. На его создание ушла уйма времени, но мы не просто составили важный документ, а реально сонастроились друг с другом.
Что включить в Договор чести?
Как распределяется прибыль? Как выстраиваем режим работы и отдыха всех партнёров? Нанимаем ли родственников? Какой результат принимаем за главную цель партнёрства? Как мы будем расходиться?
Список вопросов, которые войдут в ваш «Договор чести», будет уникальным и основываться на вашем предыдущем опыте, темпераменте и взглядах на бизнес.
Михаил Воронин, основатель бизнес-клуба «Атланты»:
- «Договор чести» стал моим правилом. Много лет спустя, когда мы с Рубеном Варданяном* договаривались о совместной работе над «Атлантами», я пришёл и сказал, что для меня это важно, мы должны сесть и обсудить эти 20 с лишним вопросов.
При всём опыте Рубена Карленовича, для него это оказался интересный кейс. Мы не перешли сразу в правовое поле, не отправили на встречу юристов, а сели и стали разговаривать, обсуждать, кто и как видит нашу совместную работу. Мы говорили и пытались понять друг друга. Именно в этот момент мы и становились партнёрами.
* Рубен Варданян, старший партнёр «Атлантов», российский предприниматель, инвестор, венчурный филантроп. Известен также как инициатор идеи, один из основателей и первый президент Московской школы управления «Сколково».
Какой пункт вы бы обязательно включили в свой «Договор чести» с будущими бизнес-партнёрами?