На прошлой неделе на YouTube-канале Школы дизайна прошла открытая встреча с Петром Банковым и Игорем Гуровичем. Дизайнеры обсудили особенности современного графического дизайна, поговорили о том, как графический дизайн меняет мир, и поделились источниками вдохновения. Публикуем ответы на самые интересные вопросы зрителей.
Какие три главных совета каждый из вас мог бы дать начинающим дизайнерам?
Петр Банков : Дизайнеру обязательно надо найти учителя. И этим учителем необязательно должен быть дизайнер. Второе — обязательно нужно тратить время на расширение тоннельного сознания. И третье — не предавать свою профессию. Выбирая путь, надо быть готовым к тому, чтобы лет десять идти по нему. Тогда все будет гармонично и правильно, хоть и тяжело.
Игорь Гурович : Первую и главную вещь уже упоминал Петр: не бояться. Для меня также важно то, что никакой хороший дизайн не может завуалировать отсутствие мысли. Если нет мысли и человеческой позиции, то не может быть и хорошего дизайна. Дизайн не может быть способом завуалировать отсутствие смысла.
Чем хороший дизайн отличается от плохого, и есть ли вообще какое-то объективное разделение?
Петр Банков : Мне кажется, что есть такая вещь, как внутренняя убедительность. Она может быть как в хорошем, так и в плохом дизайне. Сейчас приходит новое время, идея которого — поиск красоты в антиэстетике. Качество — это наличие внутренней убедительности, которая всегда чувствуется. Ее можно воспроизводить и генерировать при условии большого творческого опыта, «творческой ДНК» и настойчивости. В этом смысле нет «плохого» и «хорошего» дизайна, есть дизайн, в котором нет внутренней убедительности.
Никакой хороший дизайн не может завуалировать отсутствие мысли. Если нет мысли и человеческой позиции, то не может быть и хорошего дизайна.
Игорь Гурович
Где золотая середина между простотой и сложностью, структурностью и китчем в плакате? Почему на фестивалях чаще побеждают простые плакаты?
Петр Банков : По своему принципу фестивали бывают разные. Есть международный фестиваль плаката в Шомоне, где побеждают «сложные» плакаты. Но в этих плакатах присутствует «творческая ДНК», и ценится, в первую очередь, пластический язык. В современном дизайне, как мне кажется, важную часть занимает именно он. Генерирование своего пластического языка — это одна из самых больших задач для современного дизайнера. Можно представить себе мир, в котором есть сто таких языков, и людям очень интересно на них общаться, потому что они пополняют свой «словарный запас». Есть турецкие или китайские конкурсы, где важно, чтобы была некая метафора. С моей точки зрения, это абсолютно унылая история. За сто лет плакат создал такое количество образных высказываний, что смотреть на метафоры просто скучно. Есть японские конкурсы, на которых выигрывают действительно простые пластические плакаты. Так что сейчас существует огромное количество конкурсов, и если вам хочется завоевать какую-то награду, то нужно выбрать правильный конкурс и делать плакат под него.
Чем вы вдохновляетесь?
Петр Банков : Каждую неделю я выбираю для себя что-то интересное — из дизайна, живописи, либо музыки. Так как есть время для отдыха, я ищу информацию про дизайнеров, художников, музыкальных людей. И этот опыт изучения имен становится для меня вдохновением. Если говорить про конкретные имена — я заново открыл для себя дизайнера Тибора Кальмана. До этого я нашел книгу Милтона Глейзера с его автографом, и с удивлением для себя понял, какой он офигенный плакатист. В Мексике я купил подборку журнала Esquirе с его работами 60–70-х гг. и в восторге от того, каким он был рисовальщиком.
Есть ли какой-то принцип поиска источников вдохновения?
Петр Банков : Мы все окружены плотным облаком новостей, историй и событий. Иногда они сами «падают» в голову. Если таких нет, у меня есть подборка музыкальных людей, которых я сейчас слушаю. Сейчас мне очень нравится коммерческая музыка для сериалов. К тому же на меня очень воздействует чешская культура, о которой я раньше ничего не знал. Здесь есть потрясающие локальные имена. Так как Прага планировалась как столица всех славян, здесь работало много культурных звезд. Также здесь есть дома, построенные в стиле кубо-футуризма, которых нет нигде в мире.
Все, к чему прикасается дизайн, становится в тысячу раз лучше, интереснее и убедительнее. Это как воздух, которым дышат все, на котором летают самолеты.
Петр Банков
Источник: https://design.hse.ru/