Кто-то меняет оборудование каждый раз, как выходит что-то свежее (Привет любителям мобилографии!), а кто-то прикипает душой к своей камере. И как завещают ЗАГСы, до самой смерти вместе в горе и радости.
Мой же опыт в этом плане достаточно уникален. У меня было всего 3 камеры (именно рабочих – я не считаю семейный Panasonic, два «Зенита», Polaroid и плёночный Canon): Canon 5D, Hasselblad H4D-60 и Leica M10 .
Что их объединяет? Не знаю. Но знаю, что их различает – концепция.
Canon 5D — это классика начала эры DSLR-камер. Full-Frame (36х24мм), 12 мпкс, достаточно быстрый и картинка ещё не такая цифровая, как уже на его младшем брате MK II (хотя возможно это моя отговорка не покупать его).
Hasselblad H4D-60 — среднеформатный монстр (54х40) с качественной цветопередачей, огромным разрешением и ещё низким ISO. Сейчас правда в последнем аспекте всё не так плохо.
Leica M10 — беззеркальный дальномер, Full-Frame на 26мпкс с цветопередачей уровня мечты арт-директора PANTONE и уже современными характеристиками, которые не просто являются цифрами, но и можно на них работать (16000 ISO; если требуется, можно и 51000, но уже многое зависит от сцены).
Справедливости ради можно заметить, что некорректно сравнивать фотокамеры разного времени . У всех уже давно есть новые и современные версии, но я буду апеллировать не точными характеристиками в этом сравнении, а пользовательскими и сравнивать сами концепты камер. Ибо каждую можно спокойно заменить на её аналог из 2020-го.
Первое и самое важное, что в общем и есть конечный продукт, это Картинка . Здесь DSLR и беззеркалки по одну сторону баррикад. Взяв 80mm объектив, и сфотографировав крупно лицо, у собратьев по матрице в кадре будет только лицо, а вот средний формат покажет вам чуть больше в кадре, добавив пространства вокруг. И хоть 80mm объектив и даст привычную перспективу, но объем захваченной информации будет больше. Где-то даже сравним с 60mm на привычных большинстве камер. Преимущество? Для меня это оказалось приятным явлением. Я всегда хочу побольше информации в кадре , но перспектива которую предлагают дальномер-объективы, как ни крути приятнее глазу. Бонусом считать можно то, что в маленьких студиях можно и на большое фокусное расстояние снимать, всё равно всё попадёт в кадр.
Второе – удобство использования . И здесь стороны обменялись игроками. Средний формат, как и DSLR, всегда большого размера за счет своего конструктива. Это касается не только тушек, но и объективов. На Canon я использовал 24-70L и это хороший объектив, но он большой, тяжелый и зум (всё же фикс/прайм-объективы, как по мне выигрывают в своей гонке). А вот на Hasselblad у меня был 80mm и 120mm. Если хочется иметь большой спектр фокального расстояния, то придется ходить со своим складом в сумке/чемодане. Даже два зум-объектива и одна тушка заставляет носить большой рюкзак. Для Hasselblad у меня был целый чемодан размером с ручную кладью. Не забываем про сопутствующие предметы: батарейки, вспышки, флешки, зарядные, провода, груши и всё, что ещё пригодится «в поле». И я даже не буду говорить про прайм-объективы (28mm, 50mm, 85mm, 120mm).
А в другой руке у нас беззеркалки. Буквально в другой руке! У меня в ладошку помещается моя Leica M10 с установленным 35mm объективом и 75mm объективом рядом. А последний как бы считается огромным для таких камер. По хорошему любой прайм-объектив помещается в карман штанов, куртки, пальто или клатч. И это неоспоримое преимущество для меня, когда я могу взять рабочую камеру на отдых. Ведь она не отягощает меня своим присутствием и не создаёт необходимость брать второй чемодан.
Это два главных отличия между этими концептами для меня. Конечно, можно вспомнить, что скорость синхронизации вспышки у среднеформатных камер быстрее, что ISO у них рабочее разное, про батарейки, про цену, про автофокус, про износ, перегрев, размер файлов и многое другое, но это уже меняется от модели к модели и от фирмы к фирме. Вся линейка M у Leica не имеет автофокус, но вот новые SL2 (уже не дальномер, а просто цифровая беззеркалка) с отличным фокусом. А вот Leica S, которая является среднеформатной, не такая толстая как Hasselblad, но общими размерами не может похвастаться перед своими концептуальными братьями.
Для итога попробую показать, как я вижу эти концепты в отношении друг друга . Возьмём DSLR-камеры как отправную точку: если вы хотите ультимативное качество, а ваш бюджет близится к бюджету какого-нибудь карликового государства — вы можете переходить на средний формат, но там ещё придется покупать свет для надёжности в тёмных съемках. А если хотите такое же качество, но более комфортное и удобное использование, тогда беззеркалки – ваш выбор. Но нюанс в том, что за такое же качество, как на DSLR, наверняка надо будет переплатить за сингулярность, но это не точно .
И закончить стоит любимой всеми зазнайками фразой: «Дело не в камере, а в её владельце». Шучу , на самом деле выбирайте оборудование под ваши потребности и задачи. Это относится как к фотооборудованию так и к источникам света.