Найти тему
Артемио Каспарян

DSLR, Беззеркалки и Средний формат — история в 3х актах.

Кто-то меняет оборудование каждый раз, как выходит что-то свежее (Привет любителям мобилографии!), а кто-то прикипает душой к своей камере. И как завещают ЗАГСы, до самой смерти вместе в горе и радости.

Мой же опыт в этом плане достаточно уникален. У меня было всего 3 камеры (именно рабочих – я не считаю семейный Panasonic, два «Зенита», Polaroid и плёночный Canon): Canon 5D, Hasselblad H4D-60 и Leica M10 .

Что их объединяет? Не знаю. Но знаю, что их различает – концепция.

Canon 5D — это классика начала эры DSLR-камер. Full-Frame (36х24мм), 12 мпкс, достаточно быстрый и картинка ещё не такая цифровая, как уже на его младшем брате MK II (хотя возможно это моя отговорка не покупать его).

Принципиально не переходил на Mark II из-за уменьшения размера пикселя.
Принципиально не переходил на Mark II из-за уменьшения размера пикселя.

Hasselblad H4D-60 — среднеформатный монстр (54х40) с качественной цветопередачей, огромным разрешением и ещё низким ISO. Сейчас правда в последнем аспекте всё не так плохо.

Офигенная камера и такого же размера чемодан для её транспортировки.
Офигенная камера и такого же размера чемодан для её транспортировки.

Leica M10 — беззеркальный дальномер, Full-Frame на 26мпкс с цветопередачей уровня мечты арт-директора PANTONE и уже современными характеристиками, которые не просто являются цифрами, но и можно на них работать (16000 ISO; если требуется, можно и 51000, но уже многое зависит от сцены).

На данный момент конечная станция, может позже построю новую.
На данный момент конечная станция, может позже построю новую.

Справедливости ради можно заметить, что некорректно сравнивать фотокамеры разного времени . У всех уже давно есть новые и современные версии, но я буду апеллировать не точными характеристиками в этом сравнении, а пользовательскими и сравнивать сами концепты камер. Ибо каждую можно спокойно заменить на её аналог из 2020-го.

Первое и самое важное, что в общем и есть конечный продукт, это Картинка . Здесь DSLR и беззеркалки по одну сторону баррикад. Взяв 80mm объектив, и сфотографировав крупно лицо, у собратьев по матрице в кадре будет только лицо, а вот средний формат покажет вам чуть больше в кадре, добавив пространства вокруг. И хоть 80mm объектив и даст привычную перспективу, но объем захваченной информации будет больше. Где-то даже сравним с 60mm на привычных большинстве камер. Преимущество? Для меня это оказалось приятным явлением. Я всегда хочу побольше информации в кадре , но перспектива которую предлагают дальномер-объективы, как ни крути приятнее глазу. Бонусом считать можно то, что в маленьких студиях можно и на большое фокусное расстояние снимать, всё равно всё попадёт в кадр.

Объектив 120mm. У Full Frame получилось бы обрезанная картинка или пришлось бы отходить на лишних пару метров, чего не было в тот момент точно. Но при этом объективы не искажаются как это происходит в случае с Crop-матрицами.
Объектив 120mm. У Full Frame получилось бы обрезанная картинка или пришлось бы отходить на лишних пару метров, чего не было в тот момент точно. Но при этом объективы не искажаются как это происходит в случае с Crop-матрицами.

Второе – удобство использования . И здесь стороны обменялись игроками. Средний формат, как и DSLR, всегда большого размера за счет своего конструктива. Это касается не только тушек, но и объективов. На Canon я использовал 24-70L и это хороший объектив, но он большой, тяжелый и зум (всё же фикс/прайм-объективы, как по мне выигрывают в своей гонке). А вот на Hasselblad у меня был 80mm и 120mm. Если хочется иметь большой спектр фокального расстояния, то придется ходить со своим складом в сумке/чемодане. Даже два зум-объектива и одна тушка заставляет носить большой рюкзак. Для Hasselblad у меня был целый чемодан размером с ручную кладью. Не забываем про сопутствующие предметы: батарейки, вспышки, флешки, зарядные, провода, груши и всё, что ещё пригодится «в поле». И я даже не буду говорить про прайм-объективы (28mm, 50mm, 85mm, 120mm).

У меня такое же лицо было когда каждый раз брал чемодан и шел на съемку.
У меня такое же лицо было когда каждый раз брал чемодан и шел на съемку.

А в другой руке у нас беззеркалки. Буквально в другой руке! У меня в ладошку помещается моя Leica M10 с установленным 35mm объективом и 75mm объективом рядом. А последний как бы считается огромным для таких камер. По хорошему любой прайм-объектив помещается в карман штанов, куртки, пальто или клатч. И это неоспоримое преимущество для меня, когда я могу взять рабочую камеру на отдых. Ведь она не отягощает меня своим присутствием и не создаёт необходимость брать второй чемодан.

Если повернуть фотоаппарат на 90° то он просто исчезнет.
Если повернуть фотоаппарат на 90° то он просто исчезнет.

Это два главных отличия между этими концептами для меня. Конечно, можно вспомнить, что скорость синхронизации вспышки у среднеформатных камер быстрее, что ISO у них рабочее разное, про батарейки, про цену, про автофокус, про износ, перегрев, размер файлов и многое другое, но это уже меняется от модели к модели и от фирмы к фирме. Вся линейка M у Leica не имеет автофокус, но вот новые SL2 (уже не дальномер, а просто цифровая беззеркалка) с отличным фокусом. А вот Leica S, которая является среднеформатной, не такая толстая как Hasselblad, но общими размерами не может похвастаться перед своими концептуальными братьями.

Для итога попробую показать, как я вижу эти концепты в отношении друг друга . Возьмём DSLR-камеры как отправную точку: если вы хотите ультимативное качество, а ваш бюджет близится к бюджету какого-нибудь карликового государства — вы можете переходить на средний формат, но там ещё придется покупать свет для надёжности в тёмных съемках. А если хотите такое же качество, но более комфортное и удобное использование, тогда беззеркалки – ваш выбор. Но нюанс в том, что за такое же качество, как на DSLR, наверняка надо будет переплатить за сингулярность, но это не точно .

И закончить стоит любимой всеми зазнайками фразой: «Дело не в камере, а в её владельце». Шучу , на самом деле выбирайте оборудование под ваши потребности и задачи. Это относится как к фотооборудованию так и к источникам света.