Найти тему

Запись 28. "Вера без дел мертва" (29/31.03.2021)

Я продолжаю тему прошлой записи. Итак, о духе в мире материи, о полете воли в ограничениях, теперь уже не сколько физических, биологических, но уже и социальных. Удобно умствовать о праведной жизни, о таинстве веры, сидя в удобном кресле или по канонам поповской профессии. Удобно представлять себя просветленным, говоря правильные слова, а подчас и искренне чувствуя себя таковым (или наоборот, в садомазохизме каясь в больших грехах и собственной слабости - то, что делает из человека православие). Но где дела? Однако есть и противоположная крайность, когда протестантскому духу противостоит рутина обрядовости или патологическое стремление к "добрым делам", жертвам и благотворительности-без-разбору. Поэтому и дела без веры мертвы.

Первоисточник цитаты. Ты веришь в Абсолют, и что дальше?
Первоисточник цитаты. Ты веришь в Абсолют, и что дальше?

О походах в храм я высказывался. Лучше редко, но метко. Идя в храм, мы прежде всего идем в гости к Богу, а не к батюшке или к общине, или ради психотерапии или ради лицезрения красот росписей или пения. Все это может быть вторичными целями, но не главною. Поход в храм - это тоже в некотором смысле "дело".

Что до проповеди, то мне кажется, что христиане этим злоупотребляют. Вначале нужно, так сказать, самому очиститься, чтобы возвышенные речи обрели силу примера. Так что проповедовать (лучше использовать слово "рассказывать") нужно в меру и тому, кто готов воспринять. Иначе, что даже в Новом завете отражено, "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями , чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" -- концовку высказывания обычно упускают из вида. В этом смысле я считаю, что сие "дело" по контрпропаганде ВГМ я выполняю, пользуясь "служебным положением" (с некоторыми рисками для себя). Тем печальнее видеть результаты массовой идеологической обработки, но ничего не сделаешь, людей не переубедишь, а некоторые уже получили дозу.

Другое "дело" - это борьба с собой, со своим животным естеством, ибо человек есть существо разумное. Это дело очень трудное, даже невозможное; лишь незначительные успехи на этом пути будут достигнуты. В конце концов индивидуальный грех подобен краскам на белом холсте святости и благочиния. Основной принцип, видимо, в том, чтобы не дать разгореться пожару; хотя и сказано "вырви глаз, если он соблазняет тебя", хотя в каких-то случаях это единственный путь, но, я полагаю, Абсолют не будет требовать таких жестких мер. Каковы наши естественные союзники? Во-первых, боязнь общественного порицания (в суперэго). Во-вторых, стоическая гордыня воли ("что же, я тряпка, если не могу обуздать себя") как проявление инстинкта власти. В-третьих, нежелание и понимание последствий поступков/греха ("вечером выпил, утром будет тягостное похмелье"). Если посмотреть текст Евангелий, там почти нет мест, связанных с тягостным чувством вины, "угрызениями совести". Слово "грех" все-таки надлежит оставить, но пользоваться им надо осторожно. Да, все мы грешники (и гореть нам в аду), но не надо взращивать в человеке это ядовитое чувство виноватости. Равно как и делать себя нечувствительным к нему. Гениальная фраза - "иди, и впредь не греши".

Самобичевание опаснее для души, чем для тела. Procession Of Flagellants ( after F.Goya) sculpted by Alexander Tsalikhin. https://www.pinterest.ru/pin/337981147021171911/
Самобичевание опаснее для души, чем для тела. Procession Of Flagellants ( after F.Goya) sculpted by Alexander Tsalikhin. https://www.pinterest.ru/pin/337981147021171911/

Вообще, самое опасное, это упоение вседозволенностью, радостью от лицезрения раболепия, бед и согбенности окружающих, пребывание в том, что ветхозаветные пророки называли "жестоковыйностью". Самое опасное, это жгучая ненависть, скручивающая существо. Недаром, говоря об убийстве, Христос выставляет гнев, а на самом деле вот это неописуемое черное чувство, овладевающее человеком. Другая сторона, младший брат его, - это экстаз, дионисийское забвение себя в похоти наслаждения. В нем легко нанести себе телесные повреждения. Против таких состояний у тех, кто верит в Абсолют, должен быть выработан инстинкт отчуждения, здесь мы должны сказать себе "стоп!".

Если дать какую-то общую формулировку "дела", то она, по-видимому, в том, чтобы жить более разумной, умиротворенной жизнью, чем живет большинство, не давая накапливаться ядам: 1) раздражимости 2) ленивой пассивности растений 3) бессмысленной суетливости. Человек не может пребывать и вести такую жизнь непрерывно, нужно возвышать себя ровно настолько, насколько позволяет собственная природа. И не стремясь достигнуть большего и не позволяя себя низвергнуть ниже.

Скандинавская ходьба по осеннему лесу. Мне показалось удачной такая ассоциация.
Скандинавская ходьба по осеннему лесу. Мне показалось удачной такая ассоциация.

Как Абсолют возвышается над миром, так и мы должны возвышаться над ним, будучи людьми духа. Вместе с тем надо четко понимать, что вот конкретно мое "я" не является самым смелым, мудрым, тонко чувствующим и т.д. Даже интуиция может подводить. И да, мы родственники Абсолюта, но мы не можем требовать его внимания к себе, в этом вопросы мы может только надеяться. А вот тот дух, который в нас, который вместе с нами, тот Утешитель, - он подскажет, что говорить и что делать, если мы будем слушаться его, а не себя. Отсюда из веры и следуют "дела", наши поступки. Вопрос лишь в двух вещах: как отличить его голос от голоса эмоций, спонтанного решения, логики? как согласиться с ним? По второму вопросу скажу так - обычно я слушаю его, и более того, его "совет" оказывает практически наиболее точным, выгодным в долгосрочной перспективе, однако - иногда я не соглашаюсь и поступаю по-своему, и в этом есть своя прелесть.

"Спешите делать добро". Но почему спешите? Благотворительность хороша, если не забываешь своих родных и ближних в пользу дальних. И кроме того, бессмысленно ждать благодарности, и сверх того вы становитесь несколько уязвимее со стороны одаренного вами. Народ метко подметил, "не делай добра, не получишь зла". Благотворитель часто лишь потакает своим общечеловеческим устремлениям..
"Спешите делать добро". Но почему спешите? Благотворительность хороша, если не забываешь своих родных и ближних в пользу дальних. И кроме того, бессмысленно ждать благодарности, и сверх того вы становитесь несколько уязвимее со стороны одаренного вами. Народ метко подметил, "не делай добра, не получишь зла". Благотворитель часто лишь потакает своим общечеловеческим устремлениям..

Если же говорить о "добрых" делах в обычном понимании, то все это иногда не есть следствие веры, а просто следствие природного человеколюбия. Религии говорят, что добрые дела угодны богам, но как важно не переусердствовать! Сверх того, все равно есть мыслишка, что как-то мне это зачтется. Здесь важнее повседневная деятельность, уклоняющаяся от озлобления и лености.

Автор напоминает себе, как природный человек всегда тянет назад...

Спасение утопающего - ... Без паники! Главное понимать, что болото затягивает тебя.
Спасение утопающего - ... Без паники! Главное понимать, что болото затягивает тебя.