Какие племена проживали на территории исторического Азербайджана?
Пред тем как начать, давайте уточним разницу между понятиями «государственное образование» и «государство». Это различные понятия. Так, государственное образование - это некое подобие общинного строя, напоминающего черты государства, но пока не являющийся им ввиду своей примитивности и отсутствия институтов. То есть, если уж совсем проще говоря, то государственное образование — это большая конфедерация племен, управляемых вождями (или жрецами), в которой нет четкой классификации роли индивидума в обществе.
В III-II тысячелетии до нашей эры вокруг озера Урмия жили племена луллубиев, кути, су, турукки. К северу от Аракса на территории Нахчывана и Миль-Карабаха жили племена нахчей, гаргар и др. Племена су (суб) и турукки (турукк) входили в племенной союз луллуби.
Аратта
В III тысячелетии до н. э. в Месопотамии существовали сначала шумерские города-государства, затем Аккадское государство. Это госдуарство вело агрессивную политику по отношениик своим отношениям. Поэтому, на его примере отметим, что возникшие на территории Азербайджана государственные образования чаще всего были вынуждены вступать в военные конфликты с месопотамскими государствами.
Государство Аратта в этом смысле сыграло важную роль в политической истории Азербайджана в первой половине III тысячелетия до нашей эры. Правители Аратты проводили мудрую политику, защищали свою страну, принимали меры по подчинению Шумера и Аккада. Между Араттой и Шумером существовали то враждебные, то дружеские отношения. Это зависело в частности от региональной ситуации и действий Аккадского царства.
Государственное учреждение луллубеев
Племя Луллуби, жившее во второй половине III тысячелетия до н. э. на юге Азербайджана — к югу от озера Урмия, в XXIII веке до н. э. превратилось в государственное образование. Боевое мастерство луллубиев вызывало страх у соседей. Поэтому соседние хетты и хурриты употребляли этническое название «луллубей» в значении “враг”, “чужой”. Луллубеи занимались земледелием и скотоводством. Луллубеи были известны как храброе племя, поддерживавшее торговые связи с Месопотамией и обменивавший с регионом товарами. Они поклонялись богам неба, Солнца, Луны, богиням любви, плодородия. Луллубеи подвергались нападениям Аккадского государства в Месопотамии. Эти нападения еще более усилились во время правления правителя Луллуби Анубани. Успехи Анубанини в борьбе с Аккадом отражены в памятнике победы, воздвигнутом в его честь – на каменной плите (XXIII век до н. э.).
Государственное образование Кутиев
Кутийцы жили к западу и юго-западу от озера Урмия, во второй половине III тыс. до н. э. создали государственное образование Кути (Кутиум). Кутийцы тоже вступали в военные конфликты с Аккадом или в союзы с шумерскими городами-государствами; иногда приходили им на помощь.
В начале XX века до н. э. Ярлахас, правитель кутиев, вторгся в Месопотамию и разрушил Аккадское царство. Месопотамия оставалась под властью кутиев около 100 лет. Границы государства кути простирались от западного берега озера Урмия на севере до персидского залива на юге.
Система управления у Кути была схожей с Шумером и Аккадом — страна управлялась жрецами. Молодежь Шумера и Аккада привлекалась на службу в войска кутиев. В государственных письмах использовался клинописная надпись. Кути поклонялись богу Луны, богине любви, плодородия и земли. Они продолжали традиционное храмовое строительство в Шумере. Существует несколько гипотез относительно происхождения кутиев. Согласно одной из них, кутийцы и их правители имели тюркское происхождение, иначе были прототюрками.
Турукки
В конце III тысячелетия до н. э. (в конце XXII века до н. э.) государства Кути и Луллубеев распались на мелкие провинции. На политической арене появились Турукки, жившие к югу от озера Урмия, которые ранее входили в состав государств Кути и Луллуби. После падения последних племена турукки начали проводить независимую политику. Они мигрировали в Месопотамию. Пришедшие на территории, расположенные в верхнем течении реки Нижний Заб (приток реки Тигр) и вступив в контакт с живущими здесь племенами, турукки обосновались на этих землях.
В это время на севере все четко прослеживалось влияние Ассирийского государства, желавшее овладеть этими территориями. Но Турукки не только не отдали своих земель, но даже и захватили Шушарру, административный и военный центр, находившийся под контролем ассирийцев. Их непрекращающееся военное давление ослабляло Ассирию. Правитель Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) должен был вмешаться в эти события и одержал победу над этими племенами, овладев их территориями.
Предпосылки образования первого азербайджанского государства
К концу XIV века до н. э. могущество Ассирии возросло. Правитель Ададнирари I совершил несколько походов на территорию Азербайджана, но не смог проникнуть внутрь страны и вынужден юыл закрепиться на достигнутом. При Салманасаре I те же кутийцы восстали против Ассирии, но восстание было подавлено.
В целом, захватническая политика Ассирии продолжилась и далее. В итоге, во II тысячелетии до н. э. древние азербайджанские племена турукки, луллубеи, кути и субары выступили против захватнической политики Ассирии. Необходимо было объединение древних азербайджанских племен в единое государство. Так возникло первое азербайджанское государство — Манна.