Были ж славные времена, когда Земля была ещё неизведанной, таила в себе загадки и можно было открывать новые земли, целые народы, государства.
Португальцы радовались такому положению дел и активно в 15 веке занимались исследованием земли. Диогу Кан пришел с экспедицией в долину реки Конго и встретил там местных жителей.
Они быстро нашли общий язык и африканцы объяснили прибывшим, что те находятся на земле короля Конго, что следовало бы с ним пообщаться вообще-то во избежание недоразумений.
Португальцы и сами были не прочь наладить контакт с местной властью. Расспросили как пройти к монарху. Отправили к нему послов из числа миссионеров. Представляете, какие смелые люди были. Отправиться в неизведанный путь с непонятной целью. Ладно хоть несли дары ему. Всё есть какая-то надежда.
И вот путешественники дошли до славной столицы Мбанза-Конго, где попали на приём к самому Нзинга Нкуву.
Очень любопытный был человек. С интересом выслушал пришедших, рассмотрел их диковинный внешний вид. На следующий день он попросил снова их прийти. Продолжить свои рассказы о неведомом ему мире. Слушал, разглядывал этих чужаков. И так день за днем. Гости уже несколько раз намекали королю, что им пора бы уже и вернуться. Но тут и слушать не хотел. Не мог отпустить такое удовольствие от себя.
Меж тем, португальцы стали изрядно нервничать, что послы не возвращаются. И они схватили несколько местных жителей и увезли португальскому королю. Теперь уже европейский монарх слушал рассказы диковинных людей, разглядывал их, не желая отпускать. Африканцев вернули домой в богатых европейских одеждах, с дарами. Ступив на родной берег, конголезцы отправились к своему королю и через некоторое время вернулись с живыми и невредимыми послами. Нзинга Нкуву знал, что португальцы увезли его граждан, но никак не навредил за это своим гостям.
Таким образом, состоялся первый раунд отношений между Португалией и Конго. По сути дела образец всяческого рода терпимости и мира. Диогу Кан решил теперь сам навестить местного короля. Этот визит ещё больше укрепил желание Нзинга Нкуву дружить с европейцами. Его интересовало всё в них. Язык, религия, технологии.
Спустя всего 6 лет после того как европейцы впервые пришли в Конго, король этого государства крестился в христианскую веру и принял имя Жуан (или Жоау) в честь своего португальского коллеги, с которым уже обменялся посольствами и договорился о развитии португальского присутствия. Миссионеры активно крестили все окружение короля, распространение веры шло дальше. Диогу Кан этого уже не увидел. Он умер уже через год после той встречи.
И грянул первый гром.
Люди в удаленных районах не понимали, что там случилось в центре. Что там за новшества принимают. Не было же единой разъяснительной работы среди населения. Поэтому поднялись восстания. Король Конго Жуан попросил своих союзников португальцев помочь, а может и сами европейцы предложили вариант, как можно поскорее покончить с бунтом.
Впервые африканцы этих мест увидели перед собой дуло огнестрельного оружия, прочувствовали на себе его мощь. Восстание, конечно, было подавлено. Началась практика отправки юношей на обучение в Португалию, но недоверие к европейцам зародилось в основной широкой массе населения. Собственно говоря, не зря.
Не будет в будущем партнерских отношений. Вскоре отсюда отойдут первые корабли с рабами. Конго перестанет быть самым могущественным государством региона, будет разделено на очередные европейские колонии, со всеми вытекающими последствиями для местного населения.
Но та встреча, которая состоялась у Диогу Кана и Нзинга Нкуву много веков хранит надежду на возможность международного диалога на равных даже между совершенно непохожими странами.
Ставьте лайк, пишите комментарии - нам приятно. Подписывайтесь и делитесь с друзьями в соцсетях. Мы также ждём Вас на нашем канале YouTube , в Instagram и Telegram .
***О том как сегодня строится геополитика вокруг Африки мы говорили с главой Россотрудничества в этой стране Сергеем Беляевым.
А непосредственно о Конго можете почитать наше с ним интервью здесь