Бескрайние просторы севера Нового Света сначала были колонией Франции, но после нескольких войн перешли британцам.
Колонизация Канады: Винланд, Новая Франция и Акадия
Первые европейцы появились на территории современной Канады ещё в эпоху викингов. Древние скандинавские саги сообщали о путешествиях Эрика Рыжего в далёкую страну Винланд. До 20-го века эти известия не воспринимались исторической наукой всерьёз, пока в ходе археологических исследований на острове Ньюфаундленд не были обнаружены стоянки викингов 10−11 веков. Колония просуществовала недолго, погибнув в результате похолодания в 12−13 веках и столкновений с местным населением.
После этого нога европейца не ступала на будущую территорию Канады на протяжении нескольких веков, пока не началась эпоха Великих географический открытий, последовавшая за знаменитыми плаваниями Христофора Колумба.
Внутренние неурядицы в Англии практически на столетие приостановили исследовательскую активность островитян, чем не преминули воспользоваться их извечные противники — французы. Однако о колонизации обнаруженных земель речи не шло — европейцев больше интересовал поиск путей в Индию и Китай, пока в 1534 году в Новый Свет не отправился Жак Картье с высшего благословления короля Франции Франциска I.
Экспедиция Картье стала первым сухопутным походом на территории Канады. Именно тогда впервые прозвучало название «Новая Франция» — исследователь объявил земли, на которые ступила его нога, собственностью короны. В середине 16-го столетия французы попытались закрепиться на берегах реки Святого Лаврентия, однако внутриполитическая ситуация в стране не позволила активно спонсировать колонизационные мероприятия.
Вновь французы появились в Канаде уже в начале 17-го века; разобравшись с неурядицами, Париж мог приступить к колонизации более тщательно. В это время начинают формироваться французские колонии в Северной Америке — уже упоминавшаяся «Новая Франция» с центром в основанном в 1608 году городе Квебек и «Аркадия», столицей которой стал Порт-Рояль.
С течением времени на североамериканских территориях Франции начали формироваться несколько компаний, занявшихся торговлей с индейцами и дальнейшим освоением диких территорий: Канадская и Монморанси, остро соперничавшие между собой за рынки и влияние. Новая Франция стала идеальной базой для проникновения колонистов вглубь континента — к концу столетия французы достигли реки Миссисипи и основали Новый Орлеан. Это был пик колониального могущества Парижа.
Англичане начали осваивать Канаду с опозданием, однако у них уже были территории тринадцати колоний, которые стали базой для проникновения в Гудзонов залив, контроль над которым был практически полностью в руках французских торговцев.
Англо-французские войны — канадский фронт
Весь 18-й век в Северной Америке прошёл под знаменем бесконечных войн Англии и Франции, из-за чего колониальная карта континента постоянно менялась. Торговое соперничество компаний вскоре вылилось в открытое вооружённое противостояние, в котором французские силы терпели поражение за поражением и постепенно уступали пальму первенства своим островным соперникам.
Новый раунд противостояния начался в 1744 году и получил название «война короля Георга». Он закончился ничем для обеих сторон, несмотря на то, что англичане смогли взять важнейший пункт в заливе Святого Лаврентия — крепость Луисбург. Небольшая передышка — и вновь война, на этот раз Семилетняя. Несмотря на то, что важнейшие сражения этого конфликта проходили в Старом Свете, активные военные действия велись и в Западном полушарии.
Окончание Семилетней войны стало фактическим концом истории французских колоний в Северной Америке. В 1763 году Новая Франция, за исключением островов Сен-Пьер и Микелон, вошла в состав британских владений, а Луизиана временно стала испанской. Многие французские поселенцы, опасаясь преследования со стороны новых хозяев, бежали в Новый Орлеан.
Война за независимость США: канадский след
В 1775 году началась новая эра в истории Северной Америки — бывшие колонии Великобритании объявили о независимости от метрополии и образовали Соединённые Штаты Америки Фактически лишившись контроля над Восточным побережьем, англичане использовали Канаду как надёжный тыл, прикрывавший королевские войска в столкновениях с американскими ополченцами.
Планы присоединить Канаду вновь зазвучали во время англо-американской войны 1812−1815 гг.: конгрессмены открыто выступали за отторжение Нижней и Верхней Канады (административное разделение произошло сразу после войны за независимость США). Американцы смогли взять Торонто, однако разгром Вашингтона заставил стороны сесть за стол переговоров. Конфликт окончился ничем.
Канадский бунт: как объединились французы и англичане
В 1815 году окончательно установился баланс сил в Северной Америке. Канада, разделённая административно и этнически на две части, оставалась частью обширной колониальной империи Великобритании. Постепенно накапливался ворох проблем: франкоязычные жители чувствовали дискриминацию со стороны колониальных властей, а англоязычные колонисты, составлявшие Законодательную Ассамблею, были недовольны засильем магнатов, опиравшихся на Лондон, — кликой Шато. Большой наплыв переселенцев, преимущественно из Ирландии, только усугубил экономическое и социальное положение Канады.
Первыми против Британии выступили в Нижней Канаде — тамошняя «Партия Патриотов» стремилась добиться независимости от Туманного Альбиона по примеру своих южных коллег. Несмотря на то, что патриотам удалось объединить и франко-, и англоканадцев, успеха восстание не достигло.
Канадская конфедерация — независимость от Великобритании
Выступления в Квебеке и Верхней Канаде заставили Лондон пересмотреть некоторые аспекты своей колониальной политики в регионе. В 1840 году провинции были объединены в пространство с одним Законодательным собранием, а правительство начало широкомасштабные экономические и социальные реформы, призванные решить накопившиеся вопросы.
Логичным продолжением политики Великобритании в Канаде стало образование в 1867 году Канадской конфедерации — доминиона в составе британской колониальной империи. Фактически Лондон полностью отказывался от внутреннего управления территориями, оставляя за собой право руководить лишь внешней политикой.