Найти тему
Газета Солидарность

В защиту капитана контейнеровоза Ever Given, перегородившего Суэцкий канал

Стоило контейнеровозу Ever Given встать поперек Суэцкого канала, как в народе моментально началось мифотворчество. Мол, это чуть ли не Путин ему заплатил, чтобы цены на нефть выросли, и все в таком духе. Так вот, хочу заступиться за капитана и разобрать некоторые мифы.

Печально, но до сих пор в головах многих мужчин крепко сидит штамп, что если что-то сделано плохо, значит, это делала женщина. В русском языке суть этого выражает презрительная фраза «что ты как баба?». Не удивительно, что первый миф – это миф о том, что контейнеровозом управляла женщина-капитан. Пошел слух, что капитан контейнеровоза - египтянка Марва Эльселехдар (Marwa Elselehdar). Да, она действительно первая в Египте женщина-капитан корабля. Только не контейнеровоза Ever Given, а плавучего маяка Aida 4.

Имя и фамилия капитана того злополучного контейнеровоза держится в тайне, однако официально известно, что он мужчина. А вся команда Ever Given, вообще-то, состоит из индусов.

Беда не в том, что несчастная Марва Эльселехдар вынуждена оправдываться, и от ее имени создали несколько фейковых аккаунтов в соцсетях. Хотя вот так на ровном месте получить масштабную травлю в сети просто за то, что ты женщина – это, конечно, беда и отвратительно. Но еще большая беда в том, что это формирует дальнейшее наше мышление и закрепляет паттерн «если что-то сделано плохо, то это делала женщина». Понимаете, да? Накосячил мужчина, а плохие капитаны – женщины.

В защиту капитана (уже реального) скажу несколько фактов:
Во-первых, проход по Суэцкому каналу – это на самом деле очень сложно. Среди иностранных моряков проход Суэца или Панамы считается высшим пилотажем.
Во-вторых, в тот день была пылевая буря и сильные порывы ветра. Из-за бури уже на расстоянии вытянутой руки ничего не было видно, а ветер для таких больших судов крайне опасен: у судов такого типа сильнейшая парусность, и их просто может швырнуть ветром на мель.
В-третьих, вообще-то контейнеровоз вел не капитан, а лоцман. Причем, не абы какой лоцман, а из египетского управления каналом, который для этого поднимается на борт.

Вот как описывал несколько лет назад проход Суэцкого канала один русский моряк:

«Проход канала занимает обычно около 10-17 часов в зависимости от количества судов, готовых к проводке. Как правило, в одном конвое идёт 15-20 крупных контейнеровозов, балкеров и танкеров. В день через канал проходит до 60 судов в обе стороны. Малотоннажные суда редки, так как экономически не очень выгодно везти малое количество груза через канал. Стоимость прохода колеблется от 8 до 12 долларов за тонну так называемого Suez Gross Tonnage, вычисленного специально для целей канала. Судно, на котором работаю я, имеет Suez GT 83000, то есть проход канала в одну сторону стоит до миллиона долларов. Цена зависит от разных факторов, таких как осадка, тоннаж, высота палубного груза, времени подачи заявки и своевременности подхода судна, наличия и количества опасных грузов и т.д.

Ведут судно лоцмана, которые меняются каждые 4-5 часов. Я хожу каналом с 2009 года и ни разу не видел молодых лоцманов. Все предпенсионного или пенсионного возраста. В качестве благодарности за свою работу, они всегда выпрашивают сигареты. С некоторыми из них можно поговорить, а некоторые угрюмы и молчаливы. Почти никто из тех, с кем мне удалось пообщаться, не живёт в Порт Саиде или Суэце, это крайние точки канала. Первый считается холодным городом, а второй грязным из-за промышленности. Хотя вся промышленность Суэца легко поместится на территории любого уфимского завода…

…Кроме лоцмана на судно поднимается суэцкий электрик и швартовная команда из 2-3 человек с лодкой. Электрик контролирует прожектор на баке, установленный специально на время транзита, а швартовщики обычно ничего не делают, они необходимы «на всякий пожарный». В случае необходимости они на своей лодке заведут швартовы на берег. По окончании транзита они всегда выпрашивают сигареты, напитки, мыло и прочие мелочи. Проход начинается около 3 часов, суда следуют на расстоянии 1,5-2 мили друг за другом. С севера же идёт встречный конвой, который начал транзит около десяти вечера предыдущего дня. Эти два конвоя будут расходиться в озёрах Биттер, где северный конвой будет пропускать южный, стоя на якорях.

Когда идёшь каналом, то всегда есть ощущение напряжения, так как и канал не шибко широкий, и картины вокруг безрадостные в большинстве своём».

Капитан, конечно, ответственный за все, что происходит на его корабле, но реальной вины его я тут не вижу. Это не сварщик из Бейрута, который из-за нарушения техники безопасности (увы, не только им) взорвал склад в порту, где шесть лет валялось 2750 тонн аммиачной селитры, выгруженной с арестованного судна. Тут совокупность негативных факторов, и, если по-честному, такое должно было когда-то случиться.

Суэцкий канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года! Вдумайтесь! Насколько выросли объемы перевозок за это время! Насколько выросли размеры судов! Проекты по расширению и углублению канала были, они анонсировались с большой помпой, в 2015 году даже был выкопана новая ветка канала, но… фактически канал остается все тем же, что в 1869 году. Кардинальных изменений не произошло. Кстати, это далеко не первый случай, когда судно застревает посреди канала.

В конце пару слов о путанице названия контейнеровоза. Он называется «Ever Given» (длина 400 м, ширина 59 м) или «Вечный Данный», как буквально переводится его название. Evergreen Marine — название судоходной компании, которой он принадлежит. Сокращенный вариант -  Evergreen, и он же написан крупными буквами на борту контейнеровоза. Название Ever Given там тоже написано, но с другой стороны и более мелкими буквами. Контейнеровоз шел из Яньтаня (Китай) в Роттердам.

Юлия Рыженкова, журналист газеты "Солидарность"

-2

Не забывайте подписываться на наш канал!

Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org