Прорыв и обход Зееловских высот стал крайне известной битвой, даже на фоне схватки за Берлин. Сегодня мы, на примере 1-й гвардейской танковой армии генерала Катукова посмотрим, в каких обстоятельствах и по каким правилам воевали советские танкисты.
Перед началом штурма Зееловских укреплений немцев в составе армии было 153 танка Т-34, 21 танк ИС-2(в журнале боевых действий он указан как “ИС-123”), 14 СУ-100, 21 СУ-76, 5 СУ-85. Приказ был прост и ясен: “войти в прорыв на участке: Зеелов, Фридерсдорф, уничтожая противостоящего противника”. По советской военной доктрине части 11-го гвардейского танкового корпуса наступали не отдельно, а вместе со стрелковыми частями 8-й гвардейской армии. Немецкие укрепления стали брать с нескольких направлений. Так город Зеелов обошли с юга, провели артподготовку, и начали атаку. В этот момент противник стремительной контратакой остановил танковый корпус, применяя свои танки.
18 апреля приказали с использованием ранее захваченных плацдармов, применяя тяжелую зенитную артиллерию, а также взаимодействуя со стрелковыми частями вновь перейти в наступление против немецкой группировки, которая включала в себя до 70 танков и САУ. Поэтому неудивительно что немецкие танкисты проводили и проводили контратаки. Тем не менее, остановить части РККА уже не могли. За 18 число уничтожено еще 17 немецких танков, 28 САУ, орудий разного калибра 92 единицы. Но и потери армии крайне внушительные: Т-34 – 44 танка сгорело, 18 танков подбито.
Контратаку на себя приняла 44-я гвардейская танковая бригада, которая эту атаку отбила потеряв два танка. В последующем, она пыталась занять Зеелов в лоб, и попытки эти не увенчались успехами, из-за постоянных контратак немцев, с применением танков “Пантера”. Впрочем, ситуация для корпуса оказалась повсеместной. Трудности были для танкистов и в том, что нужны было местами форсировать реку Одер. При этом, армия вводилась постепенно, поэтому части 8-го гвардейского мотопехотного корпуса была во втором эшелоне, и подкрепляя гвардейские танковые бригады. На следующий день немцы продолжили контратаки группами до 20 танков, применением бронетранспортёров.
Тем не менее, части 1-й гв. ТА за счет активной артподготовки 17 апреля вновь пошли в наступление, и 11-й гв. тк все таки прорвал немецкую оборону, тем не менее опять же в условиях сильного сопротивления противника. К концу дня наступление вновь пришлось остановить после овладения Зееловым. Немцы минировали и взрывали мосты, затрудняя продвижение танков. 44-я гвардейская танковая бригада была атакована группой танков до 15 единиц, а потом и до 30 единиц. Части 1-й гвардейской танковой бригады также теснили немцев, при этом проводя артподготовки и маневрируя. За этот день уничтожили 15 танков немцев, еще 21 подбили, также подбили 8 САУ. Впрочем и наши потери были внушительными: уничтожено 13 танков Т-34, 3 танка ИС-2, 3 САУ СУ-76, 1 СУ-100, кроме этого подбили 25 танков Т-34, 4 танка ИС-2, и 5 САУ всех калибров.
19 апреля стало финалом схватки, когда части 1-й гв.ТА штурмовали Зееловские высоты. Была прорвана последняя линия обороны, однако часть немецких сил не была окружена частями 1-го Белорусского фронта, и отошла к Берлину. За этот день подбито и сожжено 20 немецких танков и 31 САУ, уничтожено 71 ПТО. Потери армии составили 54 танка Т-34, 21 САУ. 20 апреля 1-я гвардейская танковая армия наносила удар уже на Берлин, однако сопротивление немцы было хоть и отчаянным, но тем не менее крайне крепким.