Найти тему

Сплошной оптический обман. Почему в Парфеноне нет прямых линий

Афинский Парфенон весь мир знает как образец высокой классики и безупречного шедевра архитектурного искусства. Храм считается самым гармоничным зданием в мире и лучшим примером применения «золотого сечения». Парадокс заключается в том, что в этом строении нет практически ни одной прямой линии.

Эпоха правления Перикла, который жил 494-429 гг. до н. э, стала золотым веком Афин. Именно Перикл заложил основы демократии и провел многочисленные реформы, которые привели его полис к процветанию, сделали Афины экономическим, политическим и культурным центром эллинского мира. После окончания греко-персидских войн Перикл решил вместо скромного храма, посвященного богине Афине, построить на вершине Акрополя новое прекрасное сооружение, которое символизировало бы величие Афин. В проект был вложены гигантские средства: по некоторым источникам – 700 талантов (один талант был равен 50,4 кг золота). Работали над ним настоящие гении: архитектором был Калликрат, инженерные расчеты производил Иктин, статуи создавал скульптор Фидий, он же занимался отделкой храма.

Парфенон, храм Афины-девы, заложили в 446 г. до н. э и строили десять лет. Но отделочные и скульптурные работы продолжались вплоть до 432 г. до н.э. Как и все другие античные храмы, в свое время Парфенон представлял собой яркое зрелище: тения и нижняя поверхность эхина были красными, нижняя поверхность карниза — красной и синей, кессоны перекрытий колоннады - синими, красными и золотистыми.

Демократия в Афинах длилась не слишком долго: уже в 323 г. до н.э. с ней покончил Александр Македонский. Однако при нем Парфенон лишь похорошел и разбогател. Но тираны, что пришли к власти после него, постепенно разоряли храм и переделывали его на свой лад. Затем было опустошительное нашествие племени герулов, пожар, римское правление – и очередное разорение.

В V веке, когда Афины стали византийскими, Парфенон сделался Собором Афинской Богоматери. Христиане перенесли главный вход с запада на восток и убрали все статуи античных богов, оставив лишь одну метопу на северном фризе: фигуры богинь Афины и Геры были похожи на Деву Марию и архангела Гавриила в сцене Благовещения. Вся отделка храма была изменена, стены покрылись фресками, а на месте скульптурных фризов прорубили окна.

Еще через тысячу лет Афины стали частью Османской империи, и Парфенон переделали в мечеть. А в сентябре 1687 года, в решающий момент турецко-венецианской войны, когда османы сделали Акрополь своей укрепленной крепостью, Парфенон подвергся сильнейшему пушечному обстрелу. Когда турки сдались, венецианцы решили забрать в качестве трофея фигуру Посейдона и коней его квадриги — остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Их начали снимать, но скульптуры упали и разбились. На фоне этих событий похищение многочисленных сокровищ Акрополя французским послом Огюстом де Шуазёль-Гуфье, а затем – британским послом лордом Элджином, кажутся детскими шалостями: в конце концов, трофеи второго не погибли и сегодня выставлены в Британском музее.

К счастью, 2500-летний Парфенон все же дошел до наших дней, и сегодня (особенно после того, как Греция наконец-то открылась для российских туристов после карантина) мы можем наяву полюбоваться на руины, в которых прослеживаются идеальные пропорции.

Однако если мы ознакомимся с результатами обмеров храма, то окажется, что он весь кривой! У стен Парфенона нет прямых линий, они слегка изогнуты. У стеновых блоков нет прямых девяностоградусных углов, а ступени фронтального фасада имеют разную высоту. Что касается колонн, то они имеют разную толщину и расположены на разных расстояниях друг от друга, а некоторые еще и наклонены. И это – не результат переделок: именно так задумали проект Иктин с Калликратом. Почему?

Просто они учитывали особенности того, как человеческий глаз воспринимает изображение. Через четыреста лет после того, как Иктин с Калликратом сошли в могилу, писал великий римский теоретик гармонии Витрувий: «Когда будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и, путем сокращений или добавлений, достичь такой уравновешенности, чтобы, после этих сокращений или добавлений в соразмерности, всё казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности». А вот другая цитата из Витрувия, которая многое объясняет: «Если истинное может казаться ложным и некоторые вещи глазам представляются иными, чем на самом деле, я полагаю, не может быть сомнения, что по природным условиям местности или по необходимости следует делать известные сокращения или добавления, но так, чтобы не оставалось ничего желать в этих зданиях. А это достигается врожденною проницательностью, а не только знаниями».

Древнегреческие зодчие были в полной мере наделены это врожденной проницательностью, они знали, как правильно нарушить математически точно выстроенную гармонию и умели исправлять оптические искажения. Человеческий глаз имеет форму сферы, и издали он будет воспринимать плоскую поверхность как прогнувшуюся в середине. Поэтому карнизы и кровля Парфенона были слегка изогнуты: это позволяет создать оптическую иллюзию прямоты сооружения. Чтобы визуально сделать ступени Парфенона совершенно ровными, при строительстве их следовало постепенно повышать от краев к центру. А угловые колонны надо было сделать толще остальных, потому что они поглощаются окружающим светом, и без утолщения казались бы тоньше других. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колонн зрительно кажутся одинаковыми. Кроме того, чтобы цилиндр колонн не казался сжатым посередине, его следовало утолщать в центре. Колонны внутреннего ряда портика Парфенона меньше внешних: в результате кажется, что они стоят дальше, и что портик глубже, чем на самом деле.

Все эти и многие другие отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны, но они придают храму целостность и собранность. Делают его шедевром.

Хотим напомнить, что 25 марта греки и филэллины всего мира отметили 200-летие Греческой революции. В этот день, 25 марта 1821 года Греция восстала против 400-летнего ига Османской империи под лозунгом «Свобода или смерть». Через восемь лет после этого страна обрела независимость.