Найти тему
LegenDaily

Головой в потолок. Аскетичное жилье для советских моряков

Морской пассажирский вокзал на площади Славы в Ленинграде открылся 30 декабря 1982 года. Его проектировали и строили около десяти лет.
Морской пассажирский вокзал на площади Славы в Ленинграде открылся 30 декабря 1982 года. Его проектировали и строили около десяти лет.

Сорок лет назад новый Морской вокзал на площади Морской славы в Ленинграде поразил жителей и гостей города своей необычной, смелой архитектурой, роскошью отделки, суперсовременным сервисом и... странно низкими потолками в вокзальной гостинице. LegenDaily рассказывает, почему так получилось.

О том, что Ленинграду необходим яркий, современный пассажирский порт для приема круизных и паромных судов, власти СССР особенно активно стали говорить в 1960-х. Новый Генплан города, принятый в 1966 году, предусматривал строительство нового здания порта вместо временного одноэтажного терминала, сооруженного в 1930-х годах.

Проектирование Морского пассажирского вокзала доверили группе архитекторов во главе с Виталием Сохиным, который занимался застройкой западной части Васильевского острова с начала 1960-х. Сохин черпал вдохновение в крупнейших портовых городах Западной Европы, куда его отправили в творческую командировку.

Он вернулся оттуда разочарованный: оказалось, зарубежный терминал — это просто куб из стекла и бетона, через который проходят толпы пассажиров. Сохину же Балтийское морское пароходство поставило совершенно другую задачу: нужны причалы, офисы, рестораны, магазины, межрейсовая гостиница для моряков. Ну, и, конечно, вечная игра «догоним и перегоним Запад» требовала, чтобы и внешний, и внутренний вид здания поражал взгляд.

За смелое архитектурно-художественное решение Виталия Сохина наградили Государственной премией.

Ленинградцы тоже оценили вокзал на площади Морской славы. Дело в том, что в гавань прибывали граждане других государств, и, чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранцами, сервис в вокзальном общепите был на высшем европейском уровне. Поэтому советские люди пользовались любой возможностью, чтобы побывать в местном ресторане.

Единственный просчет архитекторов — межрейсовая база для моряков. Заказчик, Балтийское морское пароходство, рассчитывал получить уютные, комфортные гостиничные номера, где члены экипажа могли бы отдыхать со всеми удобствами, вернувшись из плавания и ожидая следующего рейса. Под базу отдыха и гостиницу «Морская» на 600 мест отвели три верхних этажа здания Морского вокзала.

Часть номеров предназначалась для сдачи туристам. Однако их поразили непривычно низкие потолки в очень тесных номерах отеля. Высота потолков — всего 2 м.

Впрочем, в отличие от туристов, которые до сих пор жалуются на низкие потолки в Polo Regatta Hotel (так с 2014 года называется бывшая «Морская»), моряки этих неудобств не заметили. Раньше между рейсами они отдыхали в каютах теплохода, специально для этого швартовавшегося в Гавани. А там условия существенно хуже.

Со временем вокзальный комплекс, который для 1980-х был передовым, устарел. Проблемы возникли не только с самим зданием Морвокзала, но и с морским каналом: круизные лайнеры стали длиннее и перестали вписываться в подходной канал вокзала.

В 2011 году на Васильевском острове открылся новый порт, куда могут заходить суда свыше 300 метров. Судьба Морвокзала оказалась плачевной: вот уже около десяти лет власти решают, сносить его или нет, и если сносить, то что строить на его месте — офисы, жилье или развлекательную инфраструктуру.

А тем временем здание с фасадами в виде парусов постепенно ветшает, уходя в историю Ленинграда-Петербурга.

-6

Источники фото: goskatalog.ru, vk.com, pastvu.com, periskop.su, tripadvisor.ru, alexvess.livejournal.com, back-in-ussr.com, admiral-umashev.flybb.ru, 21region.org, fresher.ru, fleetphoto.ru, air-vision.livejournal.com.