Домашние задания по предметам – неотъемлемая часть процесса обучения в школе. Однако, современные школьники чувствуют физическую и эмоциональную перегрузку, связывая это с большим количеством домашнего задания.
Политики и журналисты давно говорят об отмене домашних заданий для учащихся. В первом классе процесс обучения происходит без домашних заданий и оценок.
При планировании домашнего задания педагог руководствуется следующим нормативным актом: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» .
Данный нормативный акт в пункте 10.30 СанПиН регламентирует время выполнения домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день:
- Во 2-3 классах – 1,5 часа.
- В 4-5 классах – 2 часа.
- В 6-8 классах – 2,5 часа.
- В 9-11 классах – до 3,5 часов.
Данный акт носит рекомендательный характер, все зависит от индивидуальных особенностей ученика, кто-то тратит меньше времени, чем заявлено в документе, кто-то больше. К тому же в процессе подготовки домашнего задания учащиеся могут отвлекаться на посторонние дела или развлечения.
Бывает такое, что ученик тратит больше времени на выполнение домашнего задания, что влияет как на качество выполняемого задания, так и количество. Более ответственные ученики сидят до позднего вечера, выполняя добросовестно все то, что было задано учителем, некоторые выполняют задания частично, другие отказываются от выполнения домашних заданий полностью.
Все учителя понимают, что без выполнения домашнего задания невозможно добиться прогресса в обучения, поэтому некоторые учителя задают большой объем домашнего задания для более качественного усвоения материала, но ученики начинают игнорировать выполнение домашнего задания.
Как же сделать домашние задания интересными и полезными для учеников?
- Домашнее задание должно быть интересным. Стоит постараться избегать банальных домашних заданий. Дети по природе своей любознательны, поэтому стоит поставить вопрос в домашнем задании так, чтобы ученику самому хотелось найти ответ на него и выполнить все самостоятельно. Сейчас многие дети предпочитают делать все на компьютере, поэтому для среднего звена можно использовать задания в интерактивных тетрадях . Когда ученики изучают правила написания писем и открыток, можно задать им в качестве домашнего задания участвовать в международном посткроссинге , подписав открытку незнакомцу. Учить слова можно с интересом, используя mind map .
- Задания должны быть дозированными. Не стоит задавать большое количество сложных заданий – это приведёт к тому, что ученики не будут выполнять домашние задания вообще. Легкие задания в малом количестве приведут к тому, что ученики будут считать это нормой и начнут лениться. Стоит найти «золотую середину». Помогут в данном случае разноуровневые задания: для одаренных детей, среднего уровня и слабых учеников. Сейчас многие учебники построены на разноуровневых заданиях. Например, в учебниках серии Spotlight в конце учебника есть дополнительные задания, которые можно давать в качестве домашнего задания.
- Ставьте цель перед учениками для достижения определенного результата в процессе обучения. Не стоит задавать домашнее задания просто для того, чтобы оно было. Например, задавая упражнения на составление диалога с определёнными лексическими единицами, мы ставим целью практическое использование лексических единиц, предоставление контролируемой речевой практики и стандартизацию произношения.
- Обратная связь необходима каждому ученику для понимания того, как было выполнено домашнее задание и на что стоит обратить внимание, чтобы не допускать ошибок в дальнейшем. Ученик должен видеть для чего он выполняет задания и какого успеха достигает в школьном предмете. В Английской школе я увидела систему разноцветных листков, которые учитель вклеивает ученику, все зависит от оценки, которую он получил. На данном листе учитель пишет свой отзыв, начиная всегда с положительных сторон, выполненного задания.
Учителю стоит учитывать объём домашнего задания по другим школьным предметам, которое ученик должен подготовить на следующий учебный день, время выполнения домашнего задания должно быть регламентировано. Домашнее задание должно быть разумным.
Как вы считаете какой объём домашнего задания должен быть? Что стоит учитывать при планировании домашнего задания учителем?