Совсем недавно я писала заметку о Сталинской премии моего отца, которой его наградили в 1951 году, а в 1941 году он 16-летним подростком после ФЗО - фабрично-заводского обучения, поступил на завод в труболитейный цех. Мальчишка из деревни, в 3 года остался без матери с отцом. Хлебнул немало в своем нерадостном детстве. Многое из своей далеко непростой жизни во время войны, да и после, он иногда неохотно, но рассказывал нам, а мы с открытыми ртами слушали его. Многие его рассказы остались в памяти на всю мою жизнь.
Во время войны совсем молоденький пацан, почти круглосуточно жил в цехе, вместе со взрослыми и не отставал от них, выполняя наравне с ними сменные задания. От усталости и голода валился с ног, но никогда не роптал и терпел. Иногда, когда давали выходной, он много километров от города шел в свою деревню к родственникам. Там можно было в бане отмыть черные от чугуна руки, лицо и конечно все тело, которое неделями оставалось немытым, ведь на заводе не было ни возможности, ни условий. В деревне тогда хоть и тоже было голодно, но картошка, заготовленные летом грибы, ягоды и другие продукты собственного производства, были. Так вот, у моего папы была самая заветная мечта - был бы замок на животе, чтобы наелся на неделю и мог бы спокойно работать до следующего выходного. Смешная, детская мечта, от которой хочется заплакать - сколько же пережили подростки военных лет, которые наравне со взрослыми ковали победу в нашем тылу. На время войны у папы была бронь, он как уже передовик производства не мог и мечтать о том, чтобы пойти в ряды Советской Армии, он нужен был здесь, в тылу, как можно больше делать для фронта. Конечно сыну, отец которого принимал участие в 4-х войнах, было очень обидно оставаться в тылу, но он подчинялся законам военного времени и вносил свой вклад в победу над фашистами за своим рабочим местом.
Нашему подрастающему поколению надо почаще рассказывать о дедах и прадедах, на долю которых выпали такие испытания, тогда они больше будут чтить о них память и ими гордиться.